05-11-25 / 2025
Новости отрасли
РЖД заявила об улучшении ситуации с отказами клиентов от перевозки

На ней сказалась поддержка угольщиков и меры по организации транспортировки сырья

Отправители не предъявили к перевозке по железной дороге в сентябре более 16 млн т грузов по согласованным заявкам. Об этом журналистам рассказала заместитель генерального директора РЖД - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская. Данное значение на 18% меньше по сравнению с сентябрем 2024 г.

Погрузка на сети РЖД в сентябре, по данным компании, снизилась на 3,3% в годовом выражении до 91,4 млн т.

Для сравнения: потери в погрузке на сети РЖД из-за непредъявления отправителями грузов к перевозке по уже согласованным заявкам (т. е. их инфляция) в мае составили около 24 млн т. По данным компании, 16,4 млн т не было предъявлено к погрузке на южном направлении, 3,9 млн т - на восточном и 3,4 млн т - на западном. Общая погрузка на сети в том месяце была на уровне 94,6 млн т (-9,4% г/г).

По словам Магнушевской, в целом ситуация с инфлированными заявками в сентябре - октябре улучшается. Большая их часть по-прежнему приходится на угольщиков, поскольку их груз на сети самый массовый. Но и непредъявление угля к перевозке снижается, поскольку Минэнерго с сентября плотно занимается этим вопросом, отмечает глава ЦФТО. "Ведомости" направили запрос в министерство.

Правительство в конце мая утвердило перечень мер поддержки угольной отрасли. Среди них - адресные субсидии добывающим компаниям на компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния. Кроме того, угольным предприятиям Сибири была обещана скидка 12,8% от тарифа РЖД на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлениях.

Сейчас количество инфлированных заявок на Восточном полигоне существенно меньше, чем на остальных направлениях, отмечает Магнушевская. Так, в направлении портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна по четверти согласованных заявок отправители не предъявляют груз к перевозке.

Кроме того, непредъявление угля к перевозке и неиспользование операторами инновационных вагонов привели к тому, что по соглашению с Кузбассом уже не вывезено около 1,1 млн т угля, говорит глава ЦФТО. Этот регион в 2025 г. стал единственным, с которым госкомпания заключила соглашение по вывозу твердого топлива. Согласованный объем вывоза остался на уровне 2024 г. - 54,1 млн т.

Отвлечение ресурсов РЖД на это привело к тому, что за девять месяцев в направлении восточных портов не было вывезено еще 4,5 млн т грузов, подчеркивает Магнушевская.

По оценке топ-менеджера, объем непредъявления груза к перевозке до конца года будет снижаться. "Была проведена большая работа с портами в части отправок зерна (Новороссийск) и продукции чермета (Дальний Восток). Также РЖД старается оперативнее согласовывать заявки на перевозку этих грузов, что делает ситуацию для отправителей более предсказуемой", - объясняет она.

Вместе с тем Минтранс, по словам Магнушевской, опубликовал проект изменений в устав железнодорожного транспорта, предполагающий возможность заключения договоров по принципу "бери или плати" на железнодорожном транспорте. В РЖД рассчитывают, что изменения будут приняты в 2026 г., что позволит учесть баланс интересов участников перевозочного процесса. Компания отмечает, что грузоотправители на рабочих встречах говорят о поддержке этого закона и готовности работать по нему. "Ведомости" направили вопросы в Минтранс.

О том, что Минтранс рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров на перевозку по такому принципу, РБК писал в августе 2025 г. Предполагалось, что такие договоры будут заключаться с грузоотправителями не менее чем на год, в них должен быть зафиксирован объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке и оплатить его даже в случае, если фактически будет направлено меньше. Исключения возможны по вине перевозчика либо из-за наличия форс-мажорных обстоятельств.

Снижение объемов непредъявленных грузов в количественном выражении в сентябре составило около 3,5 млн т (с 19,5 млн до 16 млн т), а объемы погрузки угля в прошлом месяце выросли примерно на 1 млн т (+4,1%) до 26,6 млн т, подсчитал гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. За счет перераспределения квот на экспорт из Кемеровской области в пользу компаний, которые реально могут отгружать груз и способны сделать это в полувагонах с увеличенной осевой нагрузкой, удалось снизить масштаб проблемы инфлированных заявок, пояснил он.

При этом локальное ослабление рубля в сентябре позволило несколько улучшить экономику угольного экспорта, хотя и не сделало его прибыльным, продолжает эксперт. В октябре 2025 г. локальное улучшение конъюнктуры экспортных рынков, в первую очередь китайского, позволило увеличить погрузку угля на 9% до 28,4 млн т при продолжающемся сокращении объема и доли так называемых инфлированных заявок, говорит Бурмистров.

По мнению президента НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павла Иванкина, в текущих макроэкономических условиях грузовладельцам приходится менять планы в течение месяца, а РЖД, говоря о непредъявлении грузов на сеть, тем самым лишь усиливает их отток на автотранспорт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости05.11.2025