Теперь проблема вслед за углем распространилась на нефтепродукты и строительные грузы
Потери в погрузке на сети РЖД из-за непредъявления отправителями грузов к перевозке по уже согласованным заявкам (т. е. их инфляция) в мае составили около 24 млн т. Об этом госмонополия сообщила в своем Telegram-канале 4 июня. Речь идет о ситуации, когда грузоотправитель заказывает перевозку, но в итоге так и не отгружает товар на станцию РЖД. По данным компании, 16,4 млн т было не предъявлено к погрузке на южном направлении, 3,9 млн т - на восточном и 3,4 млн т - на западном.
РЖД продолжает открытый диалог с партнерами и поиск совместных решений для восполнения отставания в погрузке, возникающего в том числе из-за невыполнения некоторыми грузоотправителями своих обязательств, говорится в сообщении.
Погрузка на сети РЖД в мае составила 94,6 млн т - на 9% меньше по сравнению с тем же месяцем 2024 г. По итогам пяти месяцев 2025 г. показатель снизился год к году на 7% до 465,2 млн т. Угля было погружено 138,2 млн т (на 3% меньше, чем в январе - мае 2024 г.), нефти и нефтепродуктов - 82,9 млн т (-6%), остальных грузов, в том числе в контейнерах - 46,7 млн т (6%), руды железной и марганцевой - 45 млн т (-0,2%), строительных грузов - 37,5 млн т (-21%).
Наряду с углем существенную долю в инфлированных заявках составляют нефтеналивные и строительные грузы, сказал "Ведомостям" представитель РЖД. Потери в погрузке из-за непредъявления грузов в мае, по его оценке, составили около четверти от объема согласованных заявок.
РЖД подняла вопрос инфляции заявок в апреле этого года. Тогда заместитель гендиректора РЖД - начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков говорил журналистам, что непредъявление угля к перевозке на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада со стороны производителей выросло до 30% от объема согласованных заявок в апреле и I квартале 2025 г. Для сравнения, доля непредъявления угля к перевозке в эти порты за тот же период 2024 г. составляла лишь 2%.
Ситуация начала осложняться с конца января 2025 г., угледобывающие предприятия объясняли ее ухудшением ценовой конъюнктуры на внешних рынках и укреплением рубля, говорил Глазков.
РЖД теряла в погрузке более 150 000 т в сутки на указанных направлениях, или 4,5 млн т угля в месяц, которые были заявлены грузоотправителями, согласованы компанией, но не предъявлены к перевозке. На северо-западном направлении часть выпадающих объемов тогда удалось компенсировать привлечением дополнительных грузов - металла и удобрений, пояснял Глазков.
Согласно оценке аналитиков Kept, средние котировки австралийского энергоугля, являющиеся международным бенчмарком, на базисе FOB ("погрузка на судно") Ньюкасл в 2025 г. снизятся на 21% по сравнению с показателем предыдущего года - до $108/т. Ключевыми факторами снижения они называют аномально теплую зиму, растущие запасы угля в Китае и развитие ВИЭ в крупнейших экономиках мира.
Низкие цены на уголь делают экспортные поставки из России все менее рентабельными, отмечают аналитики Kept. Экспорт российского энергоугля в январе - марте был убыточен на всех направлениях. Рентабельность поставок коксующегося угля из России пока положительная, но находится на низком уровне, отмечают эксперты. По прогнозу Международного энергетического агентства, экспорт угля всех видов из России снизится до 185 млн т. В 2024 г. экспорт, по данным Минэнерго, сократился на 8% до 195,9 млн т, добыча снизилась на 0,2% до 443,4 млн т.
Проблеме превышения количества заявок над реально предъявляемым грузом к перевозке по железной дороге уже более пяти лет, отмечает источник "Ведомостей", знакомый со статистикой РЖД. По его словам, у монополии продолжаются сложности с согласованием отправок, а владельцы груза, в свою очередь, вынуждены подавать больше заявок, чтобы добиться перевозки хотя бы части из них. Также не следует забывать и о снижении объемов перевозок из-за охлаждения экономики, добавляет собеседник.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 05.06.2025 |