РЖД продает свою лизинговую компанию "Трансфин-М". Eе стоимость эксперты оценивают в 35 млрд руб.
Выставлена на продажу лизинговая компания "Трансфин-М", которую контролирует пенсионный фонд РЖД - НПФ "Благосостояние". Об этом сообщило Reuters со ссылкой на двух госбанкиров, а также сотрудника компании, которой был предложен актив.
По данным агентства, продажа обсуждалась с ВТБ, Сбербанком и Газпромбанком, а также с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Самые продуктивные переговоры идут с ВТБ, сказал сотрудник компании, которой РЖД предлагала активы.
"Трансфин-М" предлагалась нескольким крупнейшим лизинговым компаниям, подтвердил "Ведомостям" менеджер одной из них. "Но мы, например, считаем запрошенную цену слишком высокой", - добавляет он. Подробности собеседник не раскрыл. РЖД прорабатывала возможность продажи "Трансфин-М" как минимум год, знает сотрудник одной из компаний - контрагентов госмонополии.
Представитель РЖД, "Трансфин-М", ГТЛК, ВТБ отказались от комментариев.
Представители "Благосостояния", Газпромбанка и Сбербанка на вопросы "Ведомостей" вечером не ответили.
В рейтинге "Эксперт РА" лизинговых компаний России по итогам 2017 г. "Трансфин-М" на 5-м месте по размеру портфеля (324,7 млрд руб.). Парк компании насчитывает более 63 000 вагонов (вырос в 2017 г. на 12%), указано на ее сайте. Помимо железнодорожной техники "Трансфин-М" предлагает в лизинг воздушные и водные суда, автомобили, оборудование и проч.
Лизинговый рынок в России вырос на 48% до 1,1 трлн руб., по данным "Эксперт РА". По итогам 2017 г. "Трансфин-М" получила 1,6 млрд руб. чистой прибыли по МСФО - рост на 10%. Активы выросли на 16% до 150 млрд руб.
РЖД выбрала благоприятное время для продажи "Трансфин-М", комментирует гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Рынок лизинговых услуг и грузоперевозки по железной дороге растут и сама компания в последние годы сильно повысила свою эффективность, поясняет он. "Кроме того, недавно на российском рынке состоялись сделки, которые задали ориентиры по оценке стоимости компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава", - продолжает Бурмистров. Крупнейшая из них - покупка "Нефтетранссервисом" железнодорожного бизнеса группы "Отэко" (14 400 цистерн) за 12 млрд руб., говорит он.
Купить "Трансфин-М" единым лотом могут лизинговые компании с государственным участием, предполагает топ-менеджер одной из железнодорожных операторских компаний. Актив сам по себе крупный, плюс у "Трансфин-М" много направлений лизинга, замечает он. Число претендентов увеличится, если "Трансфин-М" будут продавать частями, но это будет дольше, к тому же есть риск того, что "Благосостояние" сможет выгодно продать не все части бизнеса, предупреждает собеседник.
В случае продажи "Трансфин-М" единым лотом с учетом компании "ТФМ оператор" (входит в топ-10 по объему железнодорожных перевозок по итогам I квартала 2018 г.) стоимость сделки может составить не менее 35 млрд руб., по оценке Бурмистрова.
По его мнению, наибольшая синергия будет получена в случае покупки "Трансфин-М" ГТЛК. Обе компании развивают и операционный, и финансовый лизинг в отличие от Сбербанка, например, который концентрируется на финансовом лизинге. Плюс у компаний схожи подходы к оценке рисков, добавляет эксперт.-
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Ведомости | 30.05.2018 |