Массовые отказы от перевозки свидетельствуют об эскалации кризиса в строительной и угольной отраслях
Потери в погрузке на сети "Российских железных дорог" (РЖД) из-за непредъявления грузов к перевозке по уже согласованным заявкам в январе - июне 2025 г. составили 127 млн т с учетом перезаявления части объемов. Об этом сообщил журналистам заместитель гендиректора РЖД - начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков. Речь идет о ситуации, когда грузоотправитель заказывает перевозку, но в итоге так и не отгружает товар на станцию РЖД.
В частности, грузоотправители в первом полугодии не отгрузили 35 млн т угля, 28 млн т нефтепродуктов и порядка 9 млн т черных металлов, уточнил Глазков.
Eсли бы клиенты предъявили грузы в согласованных объемах, в январе - июне 2025 г. погрузка на сети железных дорог была бы всего на 0,4% ниже, чем за тот же период прошлого года, сказал Глазков. Но в реальности она сократилась почти на 8% до 554,5 млн т. В июле этот показатель может сократиться на 5% к тому же месяцу 2024 г. (тогда погрузка составила 97,4 млн т. - "Ведомости"), уточнил топ-менеджер.
По словам Глазкова, заявки грузоотправителей на перевозку по железной дороге на август по ряду направлений превышают и уровень прошлого года, и возможности железнодорожной инфраструктуры. Речь идет о четырех направлениях - восточном, северо-западном, юго-западном и погранпереходах в южной части страны (в основном на границе с Казахстаном).
Но в мае - июле объем непредъявленных грузов достигал 15% от общего объема заявок, сказал Глазков. "Eсли в мае и июне это было характерно больше для западного направления, т. е. портов на Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорогах, то в июле наблюдается непредъявление погрузки и на восточном направлении", - уточнил он.
Проблемы строителей и угольщиков
По оценкам РЖД, основной причиной этого стало снижение платежеспособности игроков рынка - как отправителей, так и получателей грузов. "Фиксируются случаи, когда погруженные составы не отправляются грузоотправителями ввиду неоплаты продукции грузополучателями", - уточнил Глазков. Другой причиной является общее снижение объемов погрузки, прежде всего на внутрироссийских перевозках. Так, непредъявление строительных грузов - щебня, песка и цемента - в РЖД связывают со снижением объемов строительства жилья и крупных инфраструктурных проектов.
Замедление строительства жилья фиксируется после отмены или сокращения ряда льготных ипотечных программ летом 2024 г. По данным Росстата, за январь - июнь 2025 г. ввод жилья упал на 2,3% в годовом выражении до 52,2 млн кв. м, а в июне 2025 г. - на 29% до 7,5 млн кв. м.
В июне и июле на железнодорожной сети также наблюдалось непредъявление угольной продукции, добавил заместитель гендиректора РЖД. Непредъявление происходит даже в рамках перевозок, предусмотренных соглашением госкомпании с Кемеровской областью о вывозе угля из региона на экспорт в восточном направлении, подчеркнул Глазков. По данным РЖД, в общей сложности в первом полугодии в рамках соглашения с Кузбассом не было перевезено 820 000 т угля, из них порядка 100 000 т - из-за неиспользования угольными компаниями инновационного подвижного состава, порядка 720 000 т - из-за непредъявления заявленных объемов.
По более ранним оценкам РЖД, в январе - июне в направлении портов северо-запада грузоотправители отказались от погрузки 5,4 млн т угля, в направлении портов юга - 2,1 млн т. По этой же причине были недовыполнены параметры соглашения по вывозу угля из Кузбасса на восток.
В компании также фиксируют рост "читерских" заявок, когда грузоотправители систематически перезаявляют объемы товаров к перевозке. В основном это угольные компании, но появляются и другие, в том числе в перевозке инертных (строительных) и зерновых грузов, а также в контейнерных перевозках. "Особенно это касается погранпереходов", - отметил топ-менеджер.
Ответить за непредъявление
Для исправления ситуации РЖД считает необходимым повысить штрафы за непредъявление груза по согласованной заявке как минимум в 10 раз, отметил Глазков. Сейчас размер штрафа составляет 10 руб. за 1 т груза и 50-200 руб. за один контейнер. Многие клиенты РЖД производят перезаявку грузов, потому что для них размер штрафа является несущественным, посетовал топ-менеджер. В последний раз размер штрафа пересматривался в 1998 г., напомнил он.
Вопрос увеличения размера штрафа поднимался РЖД в 2019, 2023 и 2024 гг., но тогда решение об этом не было принято. Сейчас инициативу поддерживают Минтранс и ряд депутатов, отметил Глазков. "Надеемся, что эти изменения в законодательстве будут рассмотрены на осенней сессии Госдумы", - подчеркнул он.
В 2025 г. погрузка на сети РЖД может сократиться на 7% до 1,1 млрд т, полагают аналитики компании "Эйлер" ("Ведомости" писали об этом 21 июля). Ниже этого уровня показатель в последний раз был в 2002 г. Комментируя этот прогноз, представитель компании говорил "Ведомостям", что в РЖД работают над привлечением дополнительных грузов через гибкую тарифную политику и улучшение сервиса. В числе проблем в компании называли то, что мощность, забронированная под конкретную отправку, практически не может быть использована для перевозки других грузов. В 2024 г. погрузка на сети РЖД снизилась на 4% до 1,18 млрд т.
В январе - июне этого года погрузка на сети РЖД сократилась на 3% до 600,3 млн т. Перевозки угля снизились на 5,5% до 169,2 млн т, нефти и нефтепродуктов - на 1% до 104,4 млн т, строительных грузов - на 13% до 57,8 млн т, руды - на 6% до 54,3 млн т.
Данные РЖД подтверждают сложную ситуацию в российской строительной отрасли, отмечает независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Кризисные явления в ней приводят к массовым отказам от ранее заказанных грузов, говорит он. Не меньшие опасения вызывает ситуация в угольной промышленности, продолжает Худалов. По его оценке, пока стоимость транспортировки угля до портов, а также портовые сборы не будут снижены на 30-40%, отгрузка на экспорт рядовых марок угля становится бессмысленной. Наличие контрактов не является достаточным основанием для работы компаний в убыток, считает эксперт.
Из-за низких цен на мировом рынке экспорт угля в 2024-2025 гг. стал или малоприбыльным, или даже убыточным. Eще в 2024 г. доля убыточных компаний в российской угольной отрасли, по данным Росстата, достигла 53,3% против 31,5% в 2023 г., а их сальдированный убыток - 112,6 млрд руб. В январе - апреле 2025 г. доля убыточных компаний достигла 62,8%, а убыток отрасли составил уже 128,6 млрд руб.
Помогут ли штрафы
Повышение штрафа не обеспечит рост погрузки, а лишь увеличит издержки грузовладельцев, снизит конкурентоспособность железнодорожного транспорта и будет стимулировать переход грузоотправителей на альтернативные виды транспорта, в первую очередь на автотранспорт, полагает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.
Пока не произойдет существенных позитивных изменений в ритмичности работы железных дорог в части нормирования подачи порожних вагонов под погрузку и синхронизации заявок на перевозки с техническим планом, одобрение инициативы о повышении штрафа может привести только к росту доходов РЖД, продолжает эксперт. Eсли бы РЖД своевременно вывозила все согласованные объемы, погрузка в первом полугодии была бы на 3-4% больше фактической, указывает он. Таким образом, ужесточение штрафных санкций не только не привлечет грузы на железную дорогу, но и может стать еще одним фактором снижения погрузки, резюмирует Бурмистров.
По оценке Худалова, для увеличения погрузки железных дорог необходимы срочные меры по оптимизации логистических затрат компаний и пересмотру тарифной политики РЖД для ряда отраслей. Найти сопоставимые объемы продукции с высокой маржинальностью при текущей конъюнктуре рынка нереалистично, считает эксперт. В этом контексте предложение РЖД о повышении ставок штрафа за непредъявление грузов он оценивает как контрпродуктивное.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 25.07.2025 |