РЖД будет управлять полувагонами своей "дочки" ФГК до конца 2016 г. и получать за это до 1 млрд. руб. в год. Не все клиенты ФГК с этим согласны
Федеральная грузовая компания (ФГК) передала почти все свои полувагоны в управление РЖД, сообщила вчера "дочка" монополии. РЖД получит около 100 000 полувагонов. В управлении ФГК останется 35 400 вагонов, уточняет компания. Полученным парком от лица РЖД будет управлять Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО).
Договор подписан 16 июля и действует до 31 декабря 2016 г., говорится в документе (копия есть у "Ведомостей"). РЖД получит в год за свои услуги в качестве вознаграждения 1% без НДС от "объема продаж", но не более 1 млрд. руб.
ЦФТО будет заключать соглашения с клиентами ФГК, самостоятельно определять маршруты перевозок и ставки, следует из документа. Управлять вагонами "дочки" монополия будет только на территории России, в странах СНГ и других государствах эта функция останется за ФГК. Это делается потому, что железнодорожные администрации других стран имеют право забрать в пользование парк под управлением РЖД, поясняет гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.
По данным источника "Ведомостей", близкого к одной из сторон договора, ЦФТО планирует увеличить штат для управления вагонами ФГК, а последняя, наоборот, сократить. Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.
Клиентам ФГК предлагает либо подписать дополнительное соглашение о добавлении еще одной стороны договора – ЦФТО – и тогда его условия останутся прежними, либо подписать новый договор, говорит источник в одной из компаний-грузоотправителей. Основные клиенты ФГК – угольщики. Два близких к РЖД человека говорят, что некоторые клиенты отказываются работать на новых условиях. По их данным, пока согласились СУЭК и "Мечел", ОМК и "Северсталь" отказались. Представитель "Северстали" говорит, что соглашение будет заключено после проведения тендера. Представители "Мечела" и ОМК на вопросы не ответили.
Есть риск, что агентский договор навредит ФГК – компания может растерять клиентов, следовательно, упадут погрузка и доходы оператора, указывают один из клиентов оператора и источник в РЖД. Это на руку конкурентам – в первую очередь Первой грузовой компании, "Нефтетранссервису" и др., отмечает один из собеседников "Ведомостей".
Сотрудник же крупного оператора опасается, что РЖД будет управлять парком ФГК "нерыночными механизмами" – монополия будет загружать вагоны "дочки" первыми и они будут ездить быстрее.
По мнению топ-менеджеров ФГК и РЖД (их слова ФГК приводит в своем сообщении), агентский договор должен сократить издержки за счет сокращения порожнего пробега вагонов (самая большая часть расходов для оператора) и вывести его из убытков. По итогам 2014 г. ФГК впервые получила убыток в 3,6 млрд. руб. по РСБУ (по итогам 2013 г. выручка оператора составила 2,5 млрд. руб.). Но выручка ФГК за 2014 г. выросла на 6,2% до 52,8 млрд. руб.
*** ФГК не справляется
РЖД не первый раз забирает состав у "дочки". В начале 2011 г., чтобы разрешить проблему вывоза угля из Кузбасса, РЖД объявила оферту на аренду полувагонов. Откликнулась только ФГК. В середине 2013 г. вагоны РЖД вернула. В прошлом году ФГК также передала свои полувагоны в управление монополии, чтобы сократить издержки от перемещения порожних вагонов, но с 1 января этого года вновь решила управлять парком самостоятельно.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 04.08.2015 |