29-08-25 / 2025
Новости отрасли
РЖД: неделя технологий, кадров и новых проектов

Железнодорожная отрасль продолжает развиваться сразу в нескольких направлениях – от подготовки кадров и технологического суверенитета до запуска ключевых проектов высокоскоростного сообщения. На отраслевых площадках в Санкт-Петербурге РЖД и Минтранс на этой неделе представили ряд стратегических инициатив, которые определят будущее российского транспорта. Высокоскоростная магистраль: рельсы, поезда и кадры На ВСМ Москва – Санкт-Петербург уже получена первая партия рельсов: из Новокузнецка доставили 7 тыс. т продукции "Евраза", которые будут сварены в 800-метровые плети на предприятии группы "Синара". Всего для первого этапа потребуется более 160 тыс. т рельсов.

Глава Минтранса Андрей Никитин подчеркнул, что проект реализуется по графику: в сентябре стартует сварка первого состава, а к 2028 году магистраль должна принять первых пассажиров. Поезда будут обладать высокой степенью автоматизации и ходить каждые 15 минут.

Отдельный акцент делается на подготовке специалистов. Как сообщил замгендиректора РЖД Сергей Саратов, разработаны десятки образовательных программ для рабочих, инженеров и управленцев. Первые сотрудники уже проходят обучение параллельно с проектированием.

Работа и персонал: дефицит в тени отчетов РЖД заявляют о почти полной укомплектованности персоналом, но нехватка специалистов по эксплуатации и содержанию инфраструктуры сохраняется – на отдельных участках до 7%. При этом отток кадров усиливает конкуренцию за рабочие профессии. Даже исследование ВЦИОМ, где РЖД вошли в тройку желанных работодателей, показало тревожный сигнал: молодежь все чаще выбирает технологичные компании вроде "Яндекса" и Т-Банка, а не транспортную отрасль. БАМ: тепловозы еще надолго Несмотря на заявления о необходимости полной электрификации Байкало-Амурской магистрали, РЖД признают: в ближайшие 10-15 лет перевозки все равно будут осуществляться тепловозами. Это значит, что ключевой инфраструктурный проект страны по-прежнему работает по старым стандартам, а обещанный технологический прорыв откладывается на неопределенный срок. Технологический суверенитет: ставка на отечественное Первый замгендиректора РЖД Сергей Кобзев заявил, что железнодорожная техника в России сегодня практически полностью разрабатывается отечественными инженерами. Минпромторг поддерживает курс на технологический суверенитет и обещает стимулировать спрос на российские решения.

Минтранс, в свою очередь, намерен увеличить долю отечественного ПО в транспортной отрасли до 90% к 2030 году. Ведомство уже сформировало индустриальные центры компетенций и реализует более 20 цифровых проектов.

Будущее: от биометрии до дирижаблей

РЖД и Минцифры готовят запуск технологии посадки пассажиров по биометрии. После тестирования на одном из маршрутов компания примет решение о масштабировании. Биометрия станет дополнительной опцией при сохранении традиционных способов посадки.

Минтранс представил проект концепции развития транспорта до 2035 года, включающий перспективные направления – от дирижаблей и вакуумного транспорта до сверхзвуковых самолетов и систем на магнитной левитации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.08.2025