26-12-24 / 2024
Новости отрасли
РЖД не отказалось от планов по ограничению выпуска на сеть новых грузовых вагонов

Почти шесть тыс. вагонов не могут покинуть территорию вагоностроительных заводов. Их передаче покупателю, как рассказали РЖД-Партнеру участники рынка, сопротивляется владелец железнодорожной инфраструктуры. Сообщается, что теперь РЖД будет участвовать в ежемесячном планировании их отправки с заводов. А в апреле 2025 года все изменится, к этому моменту изменят нормативную базу.

Госдума считает вагоны

Дорожная карта по выходу из кризиса, так в Госдуме назвали документ, согласованный с представителями вагоностроительной отрасли, РЖД, Минпромторга и Минтранса РФ в конце прошлой неделе.

"От дебатов переходим к практическим шагам по реализации согласованного плана", - написал депутат Андрей Луговой в телеграм-канале.

Сами же участники рынка называют ситуацию катастрофической. И она сложилась "из-за нерациональной и несистемной политики РЖД", объясняют участники рынка. С их слов на путях необщего пользования заводов находятся к концу прошлой недели 5787 новых вагонов. Они на сеть РЖД могут выйти не могут без разрешения от РЖД. В пятницу одобрили выход 1339 вагонов.

"3,5 тыс. вагонов по всей стране не могут выехать с территорий заводов для того, чтобы провести так называемую регистрацию. РЖД без предупреждения ввела новые правила. Из-за этого заводы оказались на грани закрытия. Из-за коллапса, организованного РЖД, без работы могут остаться 35 тысяч рабочих, с членами семей - более 100 тысяч человек, не говоря уже о смежниках, которые поставляют оборудование, лом, металл и многое другое", - рассказал депутат Андрей Луговой.

В Объединении вагоностроителей заявляют, что на фоне жесткого регулирования порожнего парка РЖД отказываются принимать у заводов на свою инфраструктуру 4,2 тыс. новых вагонов. Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация "Промжелдортранс" – один из участников заседания в Госдуме – добавляет, вагоностроительный завод вагоны могут покинуть двумя способами. Первый – после завершения регистрации, присвоения номера и приписки. Но вагоностроители, добавляет он, утверждают, что это у них не получается.

"Впрочем есть второй вариант: направить вагоны в адрес покупателя без регистрации. То есть вагоностроительным предлагают перекинуть эту волокиту на оператора. В общем и целом Минтранс разделяет позицию РЖД о том, что на сети чрезмерное число вагонов, и они замедляют как оборот вагонов, так и техническую и участковую скорость. Как и погрузку в целом на сети РЖД", - рассказывает он.

Минтранс говорит, что никаких изменений блокирующих работу вагоностроителей не было внесено в декабре, продолжает Александр Маняхин. Но вагоны и в самом деле тяжело уходят с вагоностроительного завода. Случилось это не из-за ввода новых правила, а из-за "освежения той нормативной базы, которая была, и которую до последнего времени исполняли не в полном объеме".

"Существующая нормативная база сегодня несовершенна. Ранее прописка вагонов носила формальный характер, и вагны приписывали к путям необщего пользования маленькой протяженности. За счет разъяснения к приказу теперь вагоны приписывают к путям необщего пользования, которые можно к этим путям разместить", - продолжает Маняхин.

Вагоностроители на грани разорения

Вагоны производятся по существующим заказам, подчеркивает Маняхин. То есть операторы уже оплатили производство этих вагонов. Но не могут их забрать у производителя.

"Нарушаются условия выполнения контрактов, и вагоностроители вынуждены выплачивать штрафные санкции. За заседании говорили, что отправить вагоны не могут на экспорт. И главное, действия РЖД приводят к тому, что пути необщего пользования этих заводов загромождаются", - продолжает Маняхин.

При этом 65% предприятий – владельцев путей необщего пользования – не взимают плату за отстой этих вагонов до момента согласования их отправки. Одна из причин такого поведения, разъясняет Маняхин, заключается в том , что вагоностроители понимают, что контрагент оказался в такой ситуации не по своей воле, и поэтому взимать с него плату - не совсем верное решение. Однако сами вагоностроители несут убытки, и если верить собеседнику РЖД-Партнера, то они могут оказаться перед сложным выбором или избавлять от вагонов на путях необщего пользования, или останавливать производство и отправлять людей в отпуск.

"Учитывая кадровый голод люди могут просто не вернуться, их расхватят буквально в первый день отпуска", - восклицает Маняхин.

Более того, региональные власти против остановки работы на вагоностроительных заводах. Чиновники вышли на защиту бизнеса. Ведь если заводы закроют, то они пополнят бюджет налоговыми отчислениями. Да и сами заводы расположены, как правило, в моногородах, продолжает Маняхин. А это значит, что один рабочий вагоностроительного завода содержит двух-трех человек. Если закроется завод, то люди лишатся доходов и денег на жизнь. Выиграет ли от этот владелец железнодорожной инфраструктуры. На совещании в Госдуме заявили, что выиграет. Вагоны уберут с сети, и погрузку повысится. Сейчас железнодорожный перевозчик, по данным АСОП, в среднем на четверть не выполняет согласованные ежемесячные планы на перевозку внешнеторговых грузов в/из морских портов, в результате чего за январь-октябрь грузопоток не досчитался не менее 80 млн тонн грузов.

В ИПЕМ рассказывают, что грузовладельцы уже уходят от железнодорожного перевозчика к автомобильному. Доля перевозок по железной дороге (2003/2023): строительные грузы - 49%/14%, лесные - 66%/25%, зерновые - 68%/30%, цемент - 71%/38%.

По мнению Александра Маняхина существующая система оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов требует серьезных изменений. Все чаще инициативы бизнеса отклоняются без указания причин, так А. Маняхин заявил в своем выступлении в Госдуме.

"Складывается впечатление, что просто нет времени их анализировать и учитывать при принятии решений. Система раскрытия проектов нормативных актов превращается в формализм", - сказал он.

Эксперт говорит, что на совещании принято решение взять паузу. Нормативную базу обещали "подтянуть" к 1 апреля. И уже тогда ввести ограничения.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

26.12.2024