21-06-25 / 2025
Новости отрасли
РЖД хотят перейти на схему ship-or-pay с Кузбассом из-за непредъявления угля к перевозке

ОАО "РЖД" считает необходимым переход на схему ship-or-pay ("вези или плати") с угольными компаниями.

По сообщению РЖД, на данный момент холдинг фиксирует "устойчивую тенденцию по непредъявлению угля со стороны угольных компаний Кузбасса".

По итогам II квартала 2025 г. невыполнение параметров соглашения по вывозу угля в этой связи прогнозируется в объеме 0,8 млн тонн.

В холдинге отмечают, что РЖД резервируют крайне востребованную инфраструктуру Восточного полигона под перевозки угольных грузов, и в случае отказов угольщиков от согласованных заявок существуют риски задействования ее не в полном объеме в связи с незаключением заблаговременно контрактов на поставку неугольной продукции другими грузоотправителями.

Гарантом исполнения соглашения с РЖД является администрация Кемеровской области, грузоотправители ответственности за непредъявление ранее оговоренного объема груза не несут. При этом отсутствует механизм возмещения РЖД недополученных доходов в связи с невозможностью использования зарезервированной под уголь инфраструктуры для перевозки других грузов, отмечает компания.

"Это говорит о необходимости изменения формата соглашения: использование прямых договоров с угольными компаниями только по принципу "вези или плати", что позволит хеджировать риски неиспользования железнодорожной инфраструктуры", - считают в РЖД.

Ship-or-pay - это схема, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а клиент, даже в случае непоставки груза, должен все равно перевозку оплатить.

Экспорт угля по сети РЖД снизился в мае 2025 г. по сравнению с маем прошлого года на 7% и составил 14,6 млн тонн, сообщали ранее "Интерфаксу" в компании. По сравнению с апрелем 2025 г. экспорт угля вырос на 1,2%.

Как сообщалось, в январе РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе в 2025 г. угля на экспорт в объеме 54,1 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.06.2025