08-10-25 / 2025
Новости отрасли
РЖД гоняет порожняк за тридевять земель. Операторы в ярости от тысячекилометровых «прогулок» вагонов

Спустя три месяца после нововведения массовым стало перемещение порожняка на расстояние свыше 9 тысяч километров, а средняя дальность таких перевозок выросла в семь раз

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) обратился в Министерство транспорта РФ с жалобой на последствия отмены предельной дальности отгона пустых грузовых вагонов из портов. В письме, направленном исполнительным директором СОЖТ Игорем Санковским в середине сентября 2025 года, утверждается, что спустя три месяца после нововведения массовым стало перемещение порожняка на расстояние свыше 9 тысяч километров, а средняя дальность таких перевозок выросла в семь раз, пишет журнал "Эксперт".

Речь идет об изменениях, внесенных в конце мая 2025 года в "Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте". До этого предельная дальность эвакуации пустых вагонов составляла 1000 километров для портов Дальнего Востока и 500 километров для портов Северо-Запада и Юга. Отмена этого лимита привела к резким изменениям в статистике. Если в марте-мае большая часть вагонов перемещалась на расстояние до 500 километров, то в июне-августе на такие короткие дистанции эвакуировался уже только каждый третий вагон, а в августе – лишь 11%. При этом в летние месяты массовыми стали случаи перегона на расстояние свыше 9 тысяч километров, тогда как весной не было зафиксировано ни одного случая перемещения дальше 5 тысяч километров.

Игорь Санковский называет такую практику злоупотреблением правом со стороны монополии. Он указывает, что длительные перевозки пустых вагонов противоречат собственным заявлениям РЖД о том, что сеть не предназначена для перевозок порожняка, а наличие таких перевозок снижает пропускную способность железных дорог. Кроме того, по мнению СОЖТ, эта ситуация дискредитирует усилия госкомпании по борьбе с профицитом вагонов, который РЖД оценивала в 400 тысяч единиц.

Эксперты отмечают, что проблема в наибольшей степени затронула самый массовый тип грузового подвижного состава – полувагоны, которые составляют 47% от общего парка в 1,4 миллиона единиц. Источник в одной из компаний-операторов предполагает, что РЖД таким образом компенсирует снижение доходов, поскольку перевозки порожняка уже занимают 21% в структуре выручки монополии.

В ответ на эти претензии представитель РЖД пояснил, что эвакуация порожних грузовых вагонов является вынужденной технологической мерой, позволяющей избежать затаривания припортовых станций. В компании подчеркивают, что увозить вагоны на дальние расстояния экономически невыгодно, поскольку тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию перевозки. Экономический эффект от эвакуации заключается в обеспечении ритмичности перевозок грузов и бесперебойности работы железной дороги и портов.

Минтранс поддерживает позицию перевозчика. В ведомстве заявили, что увеличение средней дальности перемещения порожних вагонов свидетельствует о рациональном распределении парка. По данным министерства, отмена лимита позволила в третьем квартале 2025 года ускорить оборот вагона на нескольких железных дорогах, включая Северную, Приволжскую и Свердловскую, а также увеличить выгрузку на припортовых станциях.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин выразил недоумение относительно мотивации РЖД. Он указал, что для перевозки порожняка на большие расстояния требуются локомотивы, бригады и пропускные способности. Эксперт также обратил внимание на возможный конфликт интересов, поскольку РЖД через свои дочерние компании ФГК и "РЖД Бизнес Актив" сама владеет парком вагонов и может влиять на рынок в своих интересах.

Для решения проблемы СОЖТ предлагает внести в нормативную базу защитные механизмы. В частности, союз предлагает обязать РЖД предоставлять доказательства отсутствия мест для отгона пустого вагона на ближайшие к порту станции, раскрывать данные о емкости путей станций для перемещения порожняка и возмещать убытки от принудительного перемещения вагонов в случаях необоснованного отказа в согласовании перевозки.

Напомним, Минтранс предложил исключить ограничения по расстоянию транспортировки порожних вагонов, которые простаивают без оформленных перевозочных документов с припортовых станций на станции перемещения еще в феврале 2025 года.




 

Источник Дата Наименование материала

LOGIRUS

08.10.2025