21-08-25 / 2025
Новости отрасли
Рынок контейнерных перевозок перестал расти по инерции

По итогам 7 месяцев 2025 года контейнерные перевозки по сети РЖД во всех видах сообщения снизились на 3,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Об этом на деловом семинаре "Контейнерные перевозки: логистика, цены, риски", организованном журналом РЖД-Партнер, рассказал к.э.н., независимый стратегический эксперт железнодорожной отрасли Алексей Лерон.

По словам эксперта, контейнерные перевозки в России в I полугодии 2025 года стали зеркалом всех системных процессов, происходящих в экономике, транспорте и внешнеэкономической логистике. Первые 6 месяцев показали: рынок меняется быстро, глубоко и неравномерно. Появились новые маршруты, формируются точки роста, но вместе с этим обостряются и старые проблемы, связанные с инфраструктурой, координацией перевозок и эффективностью ценообразования.

Контейнерная логистика, долгие годы демонстрировавшая двузначный рост, впервые за 9 лет оказалась в зоне спада. В январе-июне 2025 года по сети РЖД было перевезено 3,78 млн TEU, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

А вот учитывая еще и данные за июль, то есть за 7 месяцев, контейнерные перевозки по сети РЖД во всех видах сообщения снизились на 3,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составили 4,41 млн TEU. Во внутреннем сообщении отправлено 1,74 млн ДФЭ (-3,8%). Экспортные перевозки приросли на 8,3% и достигли 1,39 млн TEU. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 3,1 млн TEU (-5,6%), в них перевезено 46,9 млн тонн грузов (-1,9%).

"Важно понимать, что спад нельзя трактовать как локальное отклонение от долгосрочного тренда. Это – сигнал более глубокой структурной перенастройки рынка. Контейнерная логистика в России входит в фазу трансформационного сжатия: старые потоки больше не работают в прежнем объеме, а новые логистические модели еще не полностью выстроены. Мы наблюдаем сдвиг в архитектуре спроса, структуре грузов, географии движения и даже в финансовой логике логистических цепочек, – объясняет А. Лерон. – Рынок перестал расти по инерции. Что это значит для бизнеса? Для производителей – уменьшение заказов, для операторов – падение погрузки, для клиентов – удлинение сроков. Дальше роста не будет без новых стратегий и сценариев".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.08.2025