С 1 мая в Казахстане на 35% подорожали услуги магистральной железнодорожной сети, а с 1 июня ожидается увеличение стоимости локомотивной тяги. Эти меры уже вызвали резкую реакцию со стороны бизнеса. Особенно остро тарифный удар ощутили компании горно-металлургического и угольного секторов, сообщает 31 канал со ссылкой на представителей отраслевого сообщества.
По данным предпринимателей, рост цен поставил под угрозу выполнение экспортных контрактов, а некоторые предприятия оказались на грани остановки из-за простаивающей продукции. "Решения вызывают часто недоумение, как и то, что они принимаются экстренно и сиюминутно. Бизнесу приходится быть гибче, просто принять и все. В этом и есть проблема", – прокомментировал ситуацию Данияр Дуйсемалиев, управляющий директор ТОО TIS Service, член отраслевого совета "Транспорт и логистика" палаты предпринимателей Астаны.
В АО "НК "ҚТЖ"" объяснили повышение тарифов критическим уровнем операционных убытков. По словам директора департамента тарифной политики Диаса Тусупбекова, перевозки угля, зерна и руды – которые составляют до 70% от общего грузооборота – в последние годы осуществлялись по ставкам ниже себестоимости. Новые тарифы, по словам представителя КТЖ, включают операционные затраты и инвестиционную программу по обновлению локомотивного парка.
Эксперты подчеркивают: повышение тарифов – вынужденная мера. "Национальный оператор не может заниматься благотворительностью. Мы должны прийти к рыночным ценам. Это означает, что цены станут предсказуемыми, и каждый перевозчик будет понимать, за что он платит", – считает директор Public Policy Research Center Меруерт Махмутова.
Тем не менее, бизнес настаивает на необходимости прозрачной и прогнозируемой тарифной политики. Как отмечают производители, в отличие от зерновой отрасли, которой удалось добиться пересмотра повышающего коэффициента, угольные и горнодобывающие компании оказались в более сложных условиях. Удорожание логистики несет риски утраты конкурентоспособности и потери экспортных рынков, учитывая, что 65% грузов в стране перевозится по железной дороге.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
30.05.2025 |