06-12-25 / 2025
Новости отрасли
Рост производства удобрений в России позитивно отразится на железнодорожных перевозках

По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), производство российских удобрений к 2030 году вырастет на четверть относительно показателей 2021-го, что положительно отразится на объемах перевозок этой номенклатуры грузов по сети ОАО "РЖД".

С прицелом за рубеж

Аналитики рынка связывают запланированный рост с вводом новых мощностей по производству аммиака, карбамида и сложных комплексных минеральных удобрений (NPK), а также со стабильным мировым спросом, особенно в регионах с растущим населением и развивающимся сельским хозяйством – в Азии, Латинской Америке и Африке.

Дополнительным фактором стабильного роста производства удобрений станет увеличение переработки газа внутри страны, считает руководитель проектов практики "АПК и потребительский сектор" компании Strategy Partners Артем Суворов. "Газ используется для производства азотных удобрений, а низкие цены на него внутри страны являются конкурентным преимуществом", – пояснил "Гудку" начальник центра развития транспортного рынка ИЭРТ Василий Бушминкин.

Чем больше удобрений будет производиться в стране, тем более быстрыми темпами станут расти объемы перевозок по сети ОАО "РЖД". "Железнодорожный транспорт благодаря его разветвленной сети и возможности обеспечивать перевозки партий большого объема остается одним из ключевых способов перевозки удобрений в России", – поясняет Василий Бушминкин.

В текущем году, по расчетам ИЭРТ, распределение объемов перевозок железнодорожным транспортом между экспортом и внутренним рынком ожидается в соотношении 60% к 40%. При этом оно может колебаться в зависимости от потребностей российских производителей продукции сельского хозяйства.

Аналитики Metals & Mining Intelligence (ММI) отмечают, что практически весь объем экспортных поставок идет в адрес портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), до которых груз отправляется в основном по железной дороге. Оставшаяся часть удобрений перевозится прямыми рейсами по железной дороге без морской составляющей.

При этом данные ММI показывают, что в структуре перевозок доля удобрений, идущих на экспорт, за последний год увеличилась. Так, в 2025 году отправка аммиачной селитры на внешние рынки составила 39% от общего объема, что на 7% выше уровня 2024-го. Показатель отправки NPK на экспорт вырос на 3%, до 77% от общего объема перевозки.

Прогноз позитивный

Все опрошенные "Гудком" эксперты сходятся во мнении, что перевозка удобрений по железной дороге будет демонстрировать стабильный рост. Так, по прогнозам ИЭРТ, по итогам текущего года общий объем погрузки удобрений (с учетом горно-химического сырья) может достичь порядка 70 млн тонн, что на 3-4% выше уровня прошлого года. "В 2026-м рост показателей перевозки по железной дороге продолжится", – говорит Василий Бушминкин.

В ИЭРТ считают, что наиболее массовым грузом будут азотные удобрения. Сложные и калийные удобрения также будут транспортироваться по железным дорогам, но в меньших объемах. Наиболее активно, по мнению Артема Суворова, будут перевозиться карбамид, аммиачная селитра и NPK-смеси – как продукты, пользующиеся значительным спросом на внешних рынках.

В ближайшие пять лет ключевыми логистическими хабами для внешнеторговых перевозок удобрений останутся морские порты на балтийском побережье: Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург. Учитывая планы по развитию существующих и созданию новых мощностей по перевалке удобрений, значительную долю экспортного грузопотока будут обеспечивать морские порты АЧБ: Туапсе, Новороссийск, Тамань.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

06.12.2025