26-08-25 / 2025
Новости отрасли
Российский транзит нужен Узбекистану

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев дал указание правительству организовать регулярное железнодорожное грузовое сообщение со странами Европы. Самый экономически выгодный путь лежит через Россию.

Поручение появилось по итогам диалога Шавката Мирзиеева с предпринимательским сообществом страны. Правительство Узбекистана должно к апрелю 2026 года представить свои предложения по запуску регулярных рейсов для перевозки грузов в страны Восточной и Центральной Европы.

Ранее с таким предложением выступили узбекистанские экспортеры сельхозпродукции. Как заявил председатель Ассоциации переработчиков и экспортеров плодоовощной продукции Узбекистана Сардор Аббасханов, перевозить овощи и фрукты автотранспортом слишком дорого.

"Сегодня доставка одной фуры в Германию или Нидерланды обходится в $7000, а с холодильной камерой – до $9000. В результате себестоимость тонны продукции вырастает на $300-500", – отметил он. При этом для поставщиков из Турции логистическая наценка не превышает $100 на тонну.

Наиболее оптимальный маршрут для таких перевозок лежит через Казахстан, Россию и Беларусь, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.

Той же точки зрения придерживается эксперт по Центральной Азии, главный редактор LogiStan.info Григорий Михайлов. "Это раскатанный, привычный, предсказуемый маршрут. Транскаспийский вариант я расцениваю как значительно менее вероятный. Среди препятствий – более высокая цена, необходимость перегрузок, отсутствие контейнерных терминалов (во всяком случае, пока) в портах Казахстана", – объясняет он.

О готовности России предоставить свои транзитные возможности странам, не имеющим выхода к морю, говорил 5 августа вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев.

Директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов прокомментировал это предложение, подчеркнув: российская железнодорожная инфраструктура обладает значительным потенциалом для увеличения транзитных перевозок.

Стремление узбекских властей расширить направления экспорта – понятный и разумный шаг, отмечает Григорий Михайлов. По словам Александра Караваева, товарооборот между Узбекистаном и странами Европы растет достаточно интенсивно. Так, в 2021 году Узбекистану зажгли зеленый свет в рамках режима Всеобщей системы преференций ЕС (GSP+) на 6200 видов продукции.

То, что грузы из Узбекистана пойдут через Россию и Беларусь, не должно стать препятствием, полагает эксперт КИСИ. Правда, Евросоюз во взаимодействии со странами Центральной Азии делает ставку на Транскаспийский маршрут. Однако, учитывая, что Транскаспий для таких масштабов сильно отстает в развитии, Ташкент может убедить Брюссель принять грузы через РФ", – говорит Александр Караваев.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

26.08.2025