Руководство ОАО "РЖД" уделяет особое внимание повышению надежности и безопасности эксплуатируемой железнодорожной техники и объектов железнодорожного транспорта. ОПЖТ выступает с предложением применения международной методологии RAMS (Reliability – безотказность, Availability – готовность, Maintainability – ремонтопригодность, Safety – безопасность) для снижения риска отказов технических средств на железнодорожном транспорте, обеспечения полноты безопасности движения на РЖД.
Валентин Гапанович, президент Ассоциации "Объединение производителей железнодорожной техники" (ОПЖТ)
– Валентин Александрович, что собой представляет RAMS в общих чертах?
– Технические средства железнодорожного транспорта, и в первую очередь подвижной состав, представляют собой сложную систему, состоящую из множества элементов, в которой от надежности каждого зависит устойчивость системы в целом.
RAMS – один из важнейших инструментов управления критическими характеристиками подвижного состава и объектов инфраструктуры, который обеспечивает безотказность, доступность, ремонтопригодность и безопасность на всех стадиях жизненного цикла железнодорожных систем и их составляющих.
Эффективное управление приведенными показателями возможно только при интеграции соответствующих процессов производителей технических систем, включая поставщиков материалов и комплектующих, владельцев инфраструктуры, операторов и владельцев подвижного состава.
Приведу простой пример. В тяговом подвижном составе устанавливается Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ). В случае серьезного нарушения безопасности движения – такого, как проезд на запрещающий сигнал, оно должно автоматически остановить локомотив. Это высоконадежная аппаратура, имеющая гарантию производителя в 100 млн часов наработки на опасный отказ. Но сигнал КЛУБ подает на электропневматический клапан (ЭПК) автостопа, у которого нет такой же гарантии. В итоге может произойти случай, когда КЛУБ сработает, а ЭПК – нет. И машина продолжит опасное движение.
Применение RAMS подразумевает, что гарантируемая интенсивность отказов должна быть прописана для всех составных частей подвижного состава и инфраструктуры. Такой подход заметно повысит надежность технических средств и безопасность движения на сети РЖД.
– Внедрение новых требований, вероятно, связано с увеличением себестоимости и отпускной цены изделий. Это может стать одним из препятствий в реализации инициативы?
– Практическая реализация методологии, в первую очередь производителями подвижного состава, позволит не только обеспечить соответствие нормативным требованиям, но и достичь значительных экономических эффектов за счет снижения эксплуатационных расходов, сокращения времени простоя на всех видах технического обслуживания и повышения общей эффективности железнодорожной системы.
Суть эффективности RAMS заключается в снижении совокупной стоимости владения за счет проактивного управления надежностью и безопасностью на всех стадиях жизненного цикла. На том же тяговом подвижном составе увеличатся коэффициент технической готовности, среднее время работы между отказами. Снизится количество инцидентов, связанных с нарушением графика движения поездов. В итоге – уменьшатся затраты на неплановые ремонты и выплаты за понесенный владельцем инфраструктуры ущерб.
– Насколько широко данный подход применяется в мире?
– Практически все значимые игроки мирового железнодорожного рынка – операторы, производители, поставщики, такие как Deutsche Bahn, SNCF, ÖBB, Siemens Mobility, CRRC, Knorr-Bremse, – системно используют в своей деятельности принципы RAMS. Методология представляет собой не набор разрозненных действий или формальных требований, а целостную управленческую философию и стратегию, направленную на создание безопасного, надежного и экономически эффективного железнодорожного транспорта.
– Валентин Александрович, а какие предприятия железнодорожной промышленности в России внедряют в свой производственный процесс подходы RAMS?
– В качестве примера приведу опыт работы некоторых предприятий отрасли, внедривших отдельные принципы RAMS в своей производственной деятельности. Это ООО "Уральские локомотивы", АО "Метровагонмаш", производящие подвижной состав нового поколения, АО "МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова", выпускающее приборы управления автотормозами всех типов подвижного состава, и АО "Фирма ТВЕМА", поставляющее на сеть железных дорог стран СНГ и стран дальнего зарубежья передвижные диагностические комплексы для мониторинга объектов инфраструктуры.
Применение инструментов этой методологии позволило повысить качество продукции и обеспечить высокие показатели надежности.
Более того, в 2010-2012 годах учеными АО "НИИАС" на базе методологии RAMS была разработана система "УРРАН" – технология управления надежностью, ресурсами и функциональной безопасностью на железнодорожном транспорте.
На этой платформе была реализована и находится сегодня в постоянной эксплуатации автоматизированная система ЕК АСУИ, при помощи которой осуществляется в том числе и планирование всех видов ремонта пути.
В заключение отмечу, что внедрение методологии RAMS на предприятиях отрасли – это действенный инструмент повышения эффективности производственной системы, высокого уровня качества и надежности продукции для нужд железнодорожного транспорта.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок |
09.12.2025 |