Президент Владимир Путин по итогам совещания о поддержке инвестиционных проектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке подписал поручения правительству. Согласно документам необходимо до 15 октября определиться с источниками бюджетного финансирования проектов по БАМу и Транссибу. То есть к этому сроку также необходимо решить вопрос с оценкой дополнительных пропускных мощностей полигона.
В октябре правительство определится с паспортом проекта модернизации Восточного полигона. Пока правительство не может решить вопрос о том, на какой дополнительный объем перевозок должен ориентироваться проект модернизации Восточного полигона. В мае этого года на правительственной комиссии по транспорту было принято решение о возможности использования на Восточном полигоне вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось, в результате чего было бы организовано движение поездов массой 7,1 тыс. тонн и пропускная способность полигона выросла бы на 75 млн тонн вместо запланированных 55,3 млн тонн. Причем это предполагалось сделать без увеличения финансирования проекта за счет технологических решений. Однако ОАО «РЖД» придерживается более осторожной позиции. Президент компании Владимир Якунин предложил записать в паспорт прежнюю цифру, имея в виду, что в результате работы может появиться возможность увеличить провозную мощность до 66 млн тонн. Пока, правда, неясно, нужны ли будут на это дополнительные средства и сколько.
По расчетам ОАО «Институт экономики и развития транспорта» ОАО «РЖД», на Восточном полигоне уже в рамках первого этапа модернизации с помощью тяжеловесных поездов возможно увеличить провозную способность на 11,5 млн тонн, однако, по первоначальным прикидкам, это обойдется в 573,8 млрд руб. лишь на инфраструктуру. Правда, эта цифра очень предварительная и требуется для доведения инфраструктуры до нормативного состояния. Скорее всего, она окажется меньше.
Однако, как полагает один из крупных бизнесменов, владеющих большим парком вагонов, из-за сложного рельефа и условий перевозок на всем протяжении Восточного полигона добиться веса поезда в 7,1 тыс. тонн не удастся.
«Основная масса поезда, которая там должна проходить, – это 6,3 тыс. тонн, – полагает участник рынка. – Иначе мы будем только ускоренно сжигать ресурс локомотивов».
По его словам, цифра в 75 млн дополнительных тонн появилась в результате очень простых расчетов, не учитывающих реальное положение дел. Не учитывается, что во многих местах Восточного полигона ОАО «РЖД» вынуждено применять дополнительную тягу для подталкивания и проводки поездов. Это не находит своего отражения в тарифах на локомотивную тягу, поскольку считается технологическим решением. Однако если это начнет применяться в массовом порядке для ведения тяжелых поездов, то дополнительную тягу придется тарифицировать, и весь дополнительный эффект для грузоотправителя тут же испарится.
«С технологической точки зрения тяжеловесное движение должно осуществляться на соответствующей инфраструктуре, с применением специальных стрелок, с подготовленным рельефом, – говорит бизнесмен. – Если все это посчитать, то получится очень дорого». Поэтому в паспорте проекта действительно нужно установить параметры в 55–66 млн тонн, что более отвечает реальности.
Так же полагают и в Министерстве транспорта.
Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов считает, что далеко не на всем протяжении Восточного полигона возможно установить массу поезда в 7,1 тыс. тонн.
В частности, при движении поездов такой массой с 8-минутным интервалом, который даст увеличение пропускной возможности на 39 млн тонн (верхняя планка в постановлении правительственной комиссии по транспорту), будет необходимо дополнительное финансирование. Это потребует увеличения энергозатрат от 29% до 300%, а максимальной мощности – от 37% до 300% в зависимости от сегодняшнего состояния участков полигона. Причем именно такой интервал делает оправданным экономические эффекты от тяжеловесного движения. Если его увеличить, снизив расходы, эффекта не будет, замечает заместитель министра.
В РЖД также полагают, что в случае увеличения нормативной массы поездов без дополнительного финансирования не обойтись. В противном случае по многим искусственным сооружениям и участкам придется ограничивать скорости движения, а это замедлит общую скорость на полигоне и сведет на нет возможное увеличение пропускной способности магистрали.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 24.09.2014 |