Для обеспечения перевозок нефти и нефтепродуктов в РФ необходимо реализовать крупные железнодорожные инвестиционные проекты - "Северный широтный ход" и "Белкомур", считает Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), объединяющий крупных и средних владельцев подвижного состава.
Соответствующая позиция содержится в письме исполнительного директора СОЖТ Дмитрия Королева заместителю главы министерства транспорта РФ Алексею Цыденову, с которым ознакомился "Интерфакс".
Первый проект предполагает строительство линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево, которая пройдет в районе месторождений и обеспечит выход грузопотока на Северную железную дорогу для кратчайшего транзита углеводородов в западном направлении (сократить плечо доставки грузов на 200-700 км).
В восточном же направлении должны пойти грузы, необходимые для освоения месторождений. Кроме того, новая линия позволит разгрузить Транссибирскую магистраль. Магистраль протяженностью 707 км ранее предполагалось проложить к 2015 г., однако пока решается вопрос с финансированием и структурированием проекта (в нем предполагается участие Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD), ОАО "Газпром" (MOEX: GAZP), ОАО "Корпорация развития", и Ямало-Ненецкого автономного округа).
Проект "Белкомур" (линия Архангельск-Сыктывкар-Соликамск) подразумевает сооружение новой железнодорожной магистрали общей протяженностью 1,155 тыс. км, из которых новое строительство - 715 км, остальное - реконструкция и усиление действующих линий. "Белкомур" будет состоять из двух участков: Северный (проходит по территории Архангельской области и республики Коми) и Южный (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Участие в финансировании проекта готовы принять китайские инвесторы, однако окончательного решения о его реализации РФ не приняла.
Запуск этих линий позволит создать новые стратегические транспортные коридоры, способные безболезненно перераспределить груз с направлений, с исчерпанной пропускной способностью. Кроме того, по мнению СОЖТ, для вывоза грузов нефтяников и доставки сырья необходимо развитие станции Войновка (Тюменская обл.) "как основного технологического узла, обслуживающего основные нефте- и газохимические производства региона". А электрификация и развитие участка Войновка-Тобольск-Сургут-Коротчаево позволит повысить пропускную способность участка.
В то же время, чтобы обеспечить "безусловное выполнение перевалки" нефтехимических грузов в порту Усть-Луга (их объемы быстро растут) партнерство предлагает активнее развивать станцию Лужская (Ленинградская обл.) в порту Усть-Луга и подходов к ней. Также, по мнению СОЖТ, в РФ необходимо создать сеть станций, позволяющих накапливать однородные порожние вагоны в регионах зарождения грузопотоков, чтобы формировать из них поезда, имеющие единое направление отправки. Это также позволит снизить нагрузку на перегруженные сортировочные станции.
Все это сбалансирует пропускную способность магистралей, упорядочит вагонопотоки и увеличит объемы ж/д транспортировки высокодоходных нефтяных грузов. При этом СОЖТ отмечает, что в долгосрочной перспективе будет сохраняться стабильный профицит цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов, хотя и будет наблюдаться локальный дефицит узкоспециализированных цистерн.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Интерфакс | 11.12.2013 | Развитие ж/д нефтеперевозок требует постройки Северного широтного хода и Белкомура |