"Роснефть" переходит на долгосрочные контракты с железнодорожными операторами. Это выгодно обеим сторонам
Крупнейший перевозчик нефтеналивных грузов - "Роснефть" переходит с операторами на долгосрочные контракты. В среду компания объявила о заключении пятилетних контрактов на перевозку нефтеналивных грузов с Первой грузовой компанией (ПГК) и "дочкой" Rail Garant - ООО "Транс синергия". Пятилетний контракт с ПГК на перевозку 31,5 млн. т грузов за 25,5 млрд. руб. (с учетом НДС) заключен по итогам закупки с выбором единственного поставщика - протокол опубликован на сайте госзакупок.
Пятилетний контракт с "Транс синергией" предусматривает перевозку 13,5 млн. т за 15,9 млрд. руб. (с учетом НДС).
Доля нефтеналивных грузов в общем грузообороте ПГК составляет около 15%, рассказывает представитель оператора. Абсолютные цифры он не раскрыл.
Всего ПГК перевозит 30-35 млн. т нефти и нефтепродуктов в год, говорит близкий к компании источник. В управлении у ПГК 42 842 цистерны, из которых 39 939 - собственность компании (общий парк - 157 684 вагона). По оценке гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, для исполнения контракта "Роснефти" ПГК потребуется 13 000-14 000 цистерн.
Rail Garant управляет 7897 цистернами, в том числе 3744 собственными, для перевозки светлых нефтепродуктов (общий парк - 22 348 вагонов). Под контракт "Роснефти" потребуется больше половины парка цистерн компании - 4000-4500 шт. Таким образом, "Роснефть" станет крупнейшим клиентом Rail Garant в этой категории грузов, говорит Бурмистров. По его расчетам, в обоих контрактах вагонная составляющая упала приблизительно на 10%, т. е. оператор пошел на существенные уступки по марже.
Всего с начала года "Роснефть" объявила транспортные тендеры на 189 млрд. руб. Кроме тех контрактов, о которых было объявлено в среду, было опубликовано сообщение о пятилетнем контракте с "Нефтетранссервисом" стоимостью 119,4 млрд. руб. на перевозку 50,7 млн. т нефтеналивных грузов.
Итоги оставшихся тендеров будут подведены до 26 февраля.
За девять месяцев 2015 г. "Роснефть" транспортировала железнодорожным и смешанным транспортом 8,8 млн. т нефти и экспортировала 39,9 млн. т нефтепродуктов. Грузы компании возят ПГК, Rail Garant, "Балттранссервис" (структура Globaltrans), "Трансойл", "Совфрахт" и "Нефтетранссервис".
Но раньше у "Роснефти" не было таких долгосрочных контрактов на перевозку, отмечает Бурмистров. Долгосрочные контракты - перспективная история, так как они позволяют прогнозировать загрузку активов и результаты работы компании, говорит представитель ПГК. Он рассказывает, что у компании заключены контракты (от трех до семи лет) и с другими грузоотправителями, например с предприятиями НЛМК, "Северсталью", UC Rusal, "Евроцемент груп".
"Раньше пятилетние контракты были характерны только при продаже кэптивных компаний", - указывает Бурмистров. Новый тренд объясняется прежде всего волатильностью внешних условий: девальвацией рубля, резкой сменой нормативной базы железнодорожных перевозок и проч., перечисляет эксперт. Долгосрочный контракт для грузовладельцев - возможность обеспечить стабильное планирование и минимизировать риски, продолжает он.
Для операторов такие контракты, обеспечивающие гарантированную грузовую базу, могут стать одним из рычагов для достижения договоренности с банками, лизинговыми компаниями. При этом, безусловно, оператор берет на себя определенные риски, связанные с фиксированной стоимостью перевозок, подытоживает Бурмистров
Меньше возят 2,1 % - так в 2015 г. снизилась перевозка нефти и нефтепродуктов, до 251,2 млн. т
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Ведомости | 25.02.2016 |