Судебные разбирательства между угольными компаниями и железнодорожными операторами, прежде всего с РЖД, – уже не эпизод, а устойчивая реальность 2025 года. Причина – в системных противоречиях, которые не удается разрешить ни через отраслевые соглашения, ни через регуляторные механизмы.
РЖД, на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, взяла на себя обязательства по вывозу угля на экспорт лишь для Кузбасса – не менее 54,1 млн тонн. При этом предложения Минэнерго расширить такую модель и на другие угледобывающие регионы, диверсифицируя маршруты поставок на северо-запад и юг, остались без поддержки. Железнодорожная монополия объясняет свою позицию просто: низкая рентабельность угольных перевозок. По собственным оценкам РЖД, перевозка угля в два раза менее прибыльна, чем доставка других видов грузов, несмотря на то, что именно уголь сегодня занимает до 60% пропускной способности Восточного полигона.
Такой подход РЖД к приоритетам вызвал вполне ожидаемую реакцию: угольщики подают иски о срывах сроков подачи вагонов, задержках в доставке, неисполнении контрактных обязательств. Но и РЖД не остается в стороне – в ряде случаев оператор инфраструктуры предъявляет встречные претензии. Это уже не спор о конкретных логистических сбоях, а борьба за правила игры на фоне переориентации экспортных потоков и износа инфраструктуры.
Очевидно, что растущее количество исков ведет к снижению инвестиционной активности, в том числе среди владельцев подвижного состава. Деньги, которые могли бы пойти на обновление вагонов и локомотивов, идут на юридическое сопровождение и покрытие штрафов. Без четкого, законодательно закрепленного распределения ответственности между участниками перевозочного процесса – от грузоотправителя до владельца инфраструктуры – эта ситуация вряд ли разрешится. А значит, конфликт между железнодорожной системой и угольной отраслью будет лишь углубляться.
Никита Злобин, операционный директор А2 Экспедирование
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
26.05.2025 |