Сергей Бессоненко, заведующий кафедрой "Управление эксплуатационной работой" Сибирского государственного университета путей сообщения. По заданию ОАО "РЖД" ученые выполнили исследование по оценке влияния веса и скорости движения грузовых поездов на провозную способность и эффективность работы Западно-Сибирской дороги.
Исследование проводилось в течение всего прошлого года. Ученые изучали зависимость пропускной способности различных участков от скорости движения, определяли время фактического нахождения грузовых вагонов в пути и другие параметры эксплуатационной работы.
Анализ результатов исследования показал, что наибольший рост пропускной и провозной способности наблюдается при скорости движения поездов от 80 до 85 км/ч. Увеличение скорости движения оказывает относительно слабое влияние на сокращение срока доставки грузов к месту назначения.
Наибольшее влияние на маршрутную скорость, которая рассчитывается с учетом времени стоянок на всех станциях по пути следования, кроме начальной и конечной, имеют простои поездов под техническими операциями – осмотр вагонов, ожидание подачи локомотивов и т.д.
Так, при доставке грузов на расстояние 850 км время в пути составляет лишь треть (50 часов) от общего времени перевозки (150 часов). Остальное время тратится на операции с вагонами, а также на формирование и расформирование поездов на сортировочных станциях. Причем чем короче маршрут доставки грузов, тем меньше доля времени вагона в движении в общем сроке доставки. При перевозке грузов на расстояние 600 км она составляет уже 20%.
Учитывая это, ученые пришли к выводу, что формирование соединенных поездов, которое отнимает много времени, должно применяться в исключительных случаях. Например, при исчерпании резервов пропускной способности, когда нет свободных "ниток" графика на перегонах или при выделении ремонтных "окон". В противном случае надо формировать и пропускать поезда, имеющие массу и длину в соответствии с принятым на данном направлении графиком.
В целом проведенное исследование подтвердило, что увеличение веса и длины поездов обеспечивает рост провозной способности сети особенно в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов на строительство дополнительных станционных путей. В дальней перспективе увеличивать вес и длину поездов станет еще выгоднее, поскольку на сети появятся более мощные локомотивы, способные тянуть тяжеловесные поезда даже не в двойной, а в одиночной тяге, что позволит экономить топливо и энергоресурсы.
Полученные результаты исследования могут быть использованы не только на Западно-Сибирской магистрали, но и в целом на сети.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 27.03.2018 |