В августе 2014 года на ряде станций Дальневосточной железной дороги сложилась напряженная обстановка. В связи с отменой Госжелдорнадзором распоряжения ОАО "РЖД" № 2584р от 28.12.2006 г. о Местных технических условиях перевозки контейнеров в люковых полувагонах представители компании отказывались принимать к оформлению такой груз, несмотря на то, что он соответствовал Правилам размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденным МПС России еще в 2003 году.
После предписания Госжелдорнадзора (подразделение Ространснадзора) от 31 июля 2014 года на имя старшего вице-президента ОАО "РЖД" Анатолия Краснощека в компании временно прекратили принимать к погрузке контейнеры в универсальные полувагоны. В документе надзорного органа утверждалось, что МТУ выявлены нарушения требований законодательства РФ. Грузоотправители попытались подключить к решению спорной ситуации ресурсы СОЖТ, который направил в Минтранс письмо с просьбой оценить правомерность запрета. В письме отмечалось, что отмененный документ был издан с соблюдением всех требований по обеспечению безопасности перевозок и сохранности грузов, а на протяжении всего срока действия МТУ не было выявлено каких-либо недостатков, дающих перевозчику основания для их отмены.
Как отметили в партнерстве, весь август в СОЖТ поступала информация об отказах со стороны ОАО "РЖД" оформлять перевозку не только в соответствии с МТУ, разрешенными распоряжением компании № 2584р от 2006 года, но и более поздних документов, от 2008 и 2012 гг. По словам исполнительного директора НП "СОЖТ" Дмитрия Королева, партнерством было оперативно направлено письмо в Минтранс. 20 августа по инициативе СОЖТ было проведено совещание с участием представителей Госжелдорнадзора. 21 августа НП направило в адрес ОАО "РЖД" письмо с просьбой дать поручение причастным обеспечить организацию перевозок универсальных контейнеров в полувагонах с разгрузочными люками. 22 августа РЖД была распространена телеграмма, в которой исполнителям на местах разъясняется, что в соответствии с положениями пункта 7.2.5 главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 года, данные МТУ могут использоваться всеми грузоотправителями, обслуживаемыми ОАО "РЖД". В настоящее время после выхода телеграммы прием универсальных контейнеров к перевозке в полувагонах с разгрузочными люками осуществляется.
Данную информацию подтверждают и в ОАО "РЖД". По словам представителя Центральной дирекции управления движением (ЦД), в компании тоже оказались не готовы к двусмысленности появившегося предписания. "После его появления была некоторая неясность о применении МТУ в работе компании, - сообщил собеседник ИА РЖД-Партнер.ру. - В результате совещаний ситуация прояснилась. Отменены Местные технические условия по истечении срока давности. Вместо них действуют две других редакции МТУ - от 2008 и 2012 гг. Грузовладельцы могут работать на основании этих документов". В дирекции отметили, что действие МТУ отменено по чисто формальным основаниям. "Мы сами должны были отменить их внутри ОАО "РЖД". Тут есть и наша недоработка", - заявил сотрудник ЦД.
Одной из причин обострения ситуации в связи с отменой МТУ именно на Дальнем Востоке может быть сезонный характер всплеска спроса на фитинговые платформы, связанный с путиной и ростом импортных поставок продовольствия через станции ДВЖД. Сезонность спроса на специализированный подвижной состав отмечают в ООО "Русские линии МСК". "Последний раз мы испытали на себе проблему с нехваткой парка фитинговых платформ в период новогодних праздников 2012-2013 гг. при отгрузках с Дальнего Востока, - заявил собеседник агентства в компании. - Поэтому пришлось воспользоваться услугами собственников полувагонов. Их на сети гораздо больше, ставки на универсальный подвижной состав ниже, чем на платформы, а вагоны есть в наличии".
По данным СОЖТ, уже после разъяснения Госжелдорнадзора об отмене лишь одной из редакций МТУ только на Дальневосточную железную дорогу поступило более 30 обращений грузоотправителей и операторов о рассмотрении новых и продлении срока действия старых Местных технических условий. Д. Королев считает, что вопросы с их оперативным рассмотрением и принятием остаются актуальными.
Можно только выразить удовлетворение от того, что конфликтная ситуация разрешилась столь оперативно и в достаточно короткие сроки. Хотя остаются и вопросы, сформулированные заместителем председателя НП ОЖдПС Денисом Семенкиным: "Вызывает интерес, почему ведомство впервые в своей истории обратило внимание на сроки действия МТУ. Пока что не было случаев, чтобы Местные технические условия стали причиной аварий на транспорте".
Участники рынка по-прежнему уверены, что слишком пристальное внимание надзорных органов к техническим моментам организации работы на транспорте может негативно повлиять на рынок железнодорожных перевозок.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 28.08.2014 |