24-03-25 / 2025
Новости отрасли
Приоритеты при планировании поставки: или скорость, или стоимость. Третьего не дано ?

Бизнес должен перейти на белую сторону: все законодательные акты, вся работа госорганов направлена на выявление и пресечение серых схем и постконтроль. Это сегодняшние реалии, бизнесу нельзя оставаться в серой зоне. Об этом РЖД-Партнеру рассказала Анна Фомичева, вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)

– Анна, участники рынка перевозок весь последний год жалуются на очереди на погранпереходах…

– На сегодняшний день развитие железнодорожных погранпереходов заключается в модернизации существующих пунктов пропуска и увеличении их пропускной способности.

Ключевым я бы назвала переход Забайкальск – Маньчжурия, который обеспечивает более 50% трансграничного грузопотока двух стран. Гродеково – Суйфэньхэ (Приморский край – провинция Хэйлунцзян). Обслуживает контейнерные перевозки, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Наушки – Эрээн-Хот (Бурятия – Внутренняя Монголия, через Монголию). Используется для перевозки грузов в центральные и западные регионы Китая.

– Бизнес весь последний год жаловался на сложности при взаиморасчетах. В 2025 году какие остались способы перечисления денежных средств в Китай из РФ и обратно при оплате логистических услуг?

– Из-за санкционных ограничений традиционные платежные каналы (SWIFT) для расчетов с Китаем затруднены. Но для российского бизнеса расчеты с Китаем перешли в новое русло – платежные схемы, но при этом прямые платежи также сохраняются.

На сегодняшний день мы в работе используем три основные схемы расчетов: ВТБ – ВТБ Шанхай, встречные потоки и работа с северными банками. Если у поставщика открыт счет в ВТБ Шанхай, то можно напрямую отправить платеж из ВТБ Россия без уплаты агентского вознаграждения. Банк обращает внимание на группу товаров и его назначение.

Северные банки. Мы должны понимать, что название условное. Эти банки ведут деятельность в северных провинциях. Китайские партнеры также должны вести деятельность на севере Китая. Например, Heihe RuralCommercial Bank Company, Bank of Kunlun. Здесь важно отметить, что ситуация меняется ежедневно и список банков, которые могут принять прямые платежи из России, также постоянно меняется.

– Участники рынка заявляют о сложностях при расчетах, они рассказывают об альтернативных вариантах расчета…

– Рекомендация от эксперта: уточнять возможность получения денежных средств из России непосредственно у поставщика в момент отправки денежных средств.

Наибольшее распространение получила схема встречных потоков, или как ее еще называют, бартерная схема. Когда российское юридическое лицо оплачивает рубли на платежного агента -иностранное юридическое лицо по агентскому договору, но имеющего счет в российских банках. В свою очередь, платежный агент проводит расчеты с российскими экспортерами, а китайский импортер проведет расчеты с китайскими поставщиками. Данная схема не новая, но как показала практика, самая надежная.

Безусловно, это не единственно возможные схемы работы, есть расчеты через криптовалюту, аккредитивы, ценные бумаги. Использование криптовалюты и цифрового юаня (на начальной стадии внедрения). Открытие счетов китайскими компаниями в российских банках возможно, но требует тщательной проверки комплаенса, поэтому массового распространения такая схема не получила.

Если говорить в целом о платежах, то на них влияют такие факторы как назначение товара, коды ТН ВЭД, местонахождение поставщика, готовность принимать деньги в разных валютах, обслуживающий банк. В любом случае, платежи как совершались, так и продолжают совершаться. Приведенные выше цифры свидетельствуют об этом.

– Как оптимизировать импорт из Китая в сегодняшних неоптимальных условиях? Вообще на логистическом рынке остались оптимальные способы доставки в Россию?

– Любимая моя тема, особенно в разрезе программы, которую я веду для предпринимателей Практикум МВА по международной торговле. Давайте по порядку.

Предприниматель при планировании поставки должен выставить приоритеты: либо скорость доставки, либо стоимость доставки.

Есть несколько способов доставки. Первый: железнодорожные контейнерные перевозки – прямые поезда (оптимальный баланс скорости (30-35 дней и стоимости). Второй способ: автомобильный транспорт через погранпереходы (быстрый, но дорогой способ доставки). Третий: морские перевозки через порты Дальнего Востока – это самый долгий (50-60 дней), но самый низкий по затратам маршрут. Есть еще и авиационные поставки для срочных грузов.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

24.03.2025