02-10-25 / 2025
Новости отрасли
Принятие поправок Правительства обеспечит гарантию загрузки перевозочных мощностей РЖД

Минтранс России опубликовал проект поправок в Устав железнодорожного транспорта, направленных на введение принципа "вези или плати". По мнению экспертов, альтернативного механизма для упорядочивания планирования перевозок не существует.

Устав предлагается дополнить статьей об уплате провозных платежей за перевозку всего согласованного объема грузов вне зависимости от того, был ли он фактически предъявлен. Виды грузов и направления перевозки, в отношении которых возможно применение этой статьи, будут определять президент России и Правительство РФ. "На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий от грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке", – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Одним из следствий, как неоднократно заявляли представители холдинга "РЖД", является рост числа инфлированных (не обеспеченных грузовой базой) заявок со стороны грузовладельцев. Так, на брифинге в июле заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков отмечал, что за первое полугодие текущего года объем согласованных, но не предъявленных к перевозке грузов составил 127,2 млн тонн.

По мнению авторов законопроекта, принятие поправок позволит "повысить дисциплину планирования производственной деятельности и рациональность загрузки существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" и обеспечит "гарантию загрузки перспективных перевозочных мощностей". Тем самым будут созданы условия для более динамичного развития железнодорожной инфраструктуры, отмечается в документе. Также в пояснительной записке отмечается, что в других критически зависимых от инфраструктуры отраслях, таких как электроэнергетика, аналогичный принцип уже давно используется.

Грузоотправители не против введения принципа "вези или плати", подтвердил генеральный директор АО "Уголь-Транс" Хасян Зябиров в своем выступлении на семинаре ВШЭ 30 сентября. В то же время он отметил, что клиенты ОАО "РЖД" выступают за "зеркальность" его применения: платить должны не только грузовладельцы, не предъявившие груз к перевозке, но и железнодорожники, не обеспечившие перевозку согласованных объемов. Эту позицию Хасян Зябиров представил на совещании у замминистра транспорта РФ Алексея Шило на прошлой неделе, однако в итоговый документ она не вошла.

Как сообщили "Гудку" в ОАО "РЖД", позиция компании по данному вопросу остается неизменной: там поддерживают законодательные инициативы, направленные на возможность применения механизмов гарантированного вывоза грузов на принципах "вези или плати". Для холдинга "РЖД" такой подход предпочтительнее роста тарифов за отстой вагонов и штрафов за непредъявление грузов, полагает основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

02.10.2025