За счёт уменьшения компаний-операторов и упорядочения движения порожних вагонов ситуация с завозом угля на объекты ЖКХ и энергетики сейчас складывается более благоприятно, чем в прошлом году. К такому выводу пришли участники сибирского межрегионального транспортного координационного совета в Новосибирске.
Как грузополучатели, так и железнодорожники не без удовлетворения отмечают: нынче и топливо для нужд энергетиков и коммунальщиков завозят быстрее, и объемы его поставок значительно увеличились по сравнению с прошлым годом. Прошлогоднего топливного дефицита более не наблюдается.
За прошедшие семь месяцев на обслуживающей весь Кузбасс Западно-Сибирской дороге погружено 181,5 тыс. вагонов для предприятий энергетики. Это на 9,1% больше прошлогоднего показателя. В результате остатки топлива на скаладах энергосистем в зоне дороги превышают нормативы ("Новосибирскэнерго" - 324%, "Алтайэнерго" - 309,4%, "Кузбассэнерго" - 176,3% ). Только в августе предприятиям ЖКХ отгружено 11,3 тыс. вагонов и заявка перевыполнена на 2,6%.
Мало в чем уступают соседям и коллеги с Красноярской. Их обязательства перед энергетиками и коммунальщиками Красноярского края и Хакасии также успешно выполняются. Слаженная работа дорог, предприятий энергетики и коммунального хозяйства была отмечена, в частности, на состоявшемся в Кемерове совещании с участием федерального министра энергетики Александра Новака.
Стабильные показатели на Западно-Сибирской магистрали определяет то, что лишь 12 крупнейших компаний-операторов отгружают топливо вместо прежних почти трехсот. Это позволило навести порядок в использовании порожних полувагонов.
Впрочем, по мнению начальника дороги Александра Целько, потребуется еще немало усилий, чтобы добиться оптимального количества собственников подвижного состава на каждой станции и увеличить количество маршрутных отправок порожних вагонов.
Решения ждет и очень важный вопрос неравномерности предъявления грузов для предприятий энергетической отрасли и ЖКХ. Начальники ТЦФТО Западно-Сибирской и Красноярской дорог Игорь Сарычев и Ольга Грищенко отмечают, что совместно с угольными предприятиями и энергосистемами на обеих магистралях выровняли объемы отгрузки, и ощутимого спада ее в летние месяцы не наблюдалось. Однако погрузка для предприятий ЖКХ имеет ярко выраженные сезонные колебания с пиковыми показателями в начале и конце года и минимальными - в его середине.
"Для безболезненного вхождения в отопительный сезон коммунальщикам надо более равномерно закупать уголь в течение года, развивать складские емкости для его накопления и хранения в летний период", - считает заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Андрей Филичев.
Специалисты ТЦФТО и дирекций управления движением дорог-соседей едины в оценке усилий по упорядочению управления вагонным потоком после ликвидации инвентарного парка РЖД. По их оценкам, соответствующие постановления правительства и Минтранса несколько улучшили ситуацию. Большие надежды связаны и с предстоящей унификацией тарифов на порожний пробег вагонов. Она позволит не только сократить движение порожняка, но и стимулировать попутную загрузку подвижного состава.
Наибольшую тревогу вызывает нарастающее как снежный ком количество претензий. Заместитель начальника Красноярской дирекции управления движением Юрий Скотников привел цифры финансовых потерь, связанных с нарушением сроков доставки грузов. Когда в 2008 году на магистрали был максимальный объем погрузки, сумма претензий за семь первых месяцев составляла 19,8 млн руб, а показатель 2012 года превышает ее в 19 раз. При этом уровень погрузки составляет лишь 75% от достигнутого в год кризиса. Выход красноярцы видят в развитии системы договорных отношений с собственниками и операторами подвижного состава, направленной на обеспечение доставки порожних вагонов в нормативный срок. Подписанный в декабре минувшего года регламент взаимодействия с ЗАО "Нефте-ТрансСервис" о регулировании адресного назначения собственных полувагонов дал великолепный результат: в июле эта операторская компания не предъявила ни рубля претензий. Подобная схема партнерских отношений сейчас выстраивается и с Первой грузовой.
Большое значение имеют достоверность и своевременность предоставления предприятиями прогноза объемов перевозок на год и среднесрочную перспективу, а также увеличения маршрутизации порожнего подвижного состава.
Правда, директор Новосибирского филиала ЗАО "НефтеТрансСервис" Олег Бурков замечает, что такая практика не даст желаемого эффекта, если и впредь в пути следования маршрутов, отправленных с дорог выгрузки, продолжатся расформирования.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 11.09.12 | Топливный порядок |