Обеспечить общественный контроль за гигантскими инвестпрограммами монополий было одним из предвыборных обещаний Владимира Путина. Это требование вошло в его первые указы, подписанные сразу после инаугурации. Правительство поручило разработать механизм министру по делам "открытого правительства" Михаилу Абызову. Они готовы и будут представлены сегодня, сказал министр.
Госкомпании стали непрозрачны не только для общества, но и для самих чиновников. Расходы многих инвестпроектов завышены, говорила, будучи помощником Путина, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Объем этих расходов исчисляется сотнями миллиардов рублей у каждой монополии (см. таблицу).
Инвесторы давно пытаются разобраться в структуре этих расходов, но их попытки парируются ссылкой на то, что эта информация составляет коммерческую тайну. Рабочая группа "открытого правительства" сочла этот довод неубедительным. Естественные монополии должны раскрывать всю информацию о своих инвестпроектах и тарифных планах, даже если считают ее коммерческой тайной, сказал Абызов, а закрытыми должны быть только сведения, относящиеся к гостайне.
Чиновники еще не сформулировали свою позицию насчет раскрытия коммерческой тайны, отмечает чиновник правительства, знакомый с инициативой.
Расходы на инвестпрограммы монополии компенсируют повышением тарифов. Риски и издержки монополистов оплачивает потребитель, поэтому имеет право знать о них все, пересказывает позицию потребителей Абызов.
Директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Investment Partners Владимир Цупров сравнивает госкомпании с черным ящиком: "В инвестпрограммы зашито множество непонятных издержек".
"Мы видим только общую картину: компании съедают акционерную стоимость, вкладывая в какие-то убыточные проекты, при этом непонятно, где в каких проектах самая низкая рентабельность", - говорит Цупров.
Эксперты предлагают сначала обязать естественные монополии отчитываться на едином портале госуслуг - публиковать информацию об инвестпроектах и инвестпрограммах, о результатах их реализации, о своих тарифных заявках. А к ноябрю 2014 г. должен появиться отдельный информационный ресурс, посвященный исключительно естественным монополиям.
Создание инвесткомитетов при советах директоров позволит Минэкономразвития и отраслевым ведомствам принимать участие в разработке инвестпрограммы, надеется его коллега: "Планируем включить в них госслужащих, это не противоречит политике вывода чиновников из совета директоров".
Представителя "Россетей" инициатива Абызова "не очень смущает". По его словам, инвестпрограмма ФСК прошла общественные слушания в "открытом правительстве", все закупки проводятся на тендерах, а по каждому пройденному этапу инвестпрограммы публикуется отчет. С представителями РЖД связаться не удалось. Все инвестпрограммы утверждаются на совете директоров и реализуются через тендеры, сказал сотрудник компании: "По завершении отчитываемся на совете директоров, а ключевые решения, как правило, вывешиваем в открытом доступе". "Информация о ходе реализации инвестиционной программы и инвестиционного бюджета РЖД является коммерческой тайной до момента публикации годового отчета", - цитирует внутренний документ другой сотрудник монополии. При этом он отмечает, что данные о реализации инвестпрограммы РЖД раскрываются чаще: раз в полгода публикуются на сайте. В "Газпроме" на запрос "Ведомостей" не ответили.
Как можно скрыть информацию, если уже сейчас все тендеры заключаются через торги, удивляется представитель "Транснефти", все, что связано с инвестпроектами, компания и так раскрывает. "Транснефть" готова на полный мониторинг, но не на пересмотр уже запущенных проектов", - сказал он.
Такая обязанность негативно отразится на хозяйственной деятельности монополий, предупреждает президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Закон разрешает компаниям присвоить режим коммерческой тайны любой информации, отмечает она: "Бизнес-планы имеют потенциальную ценность именно из-за своей неизвестности третьим лицам". Федеральный чиновник никаких рисков для монополий не видит. Монополисты и так поставлены вне рыночных условий, эти бизнес-преимущества уравновешивают издержки на большую открытость. Основные статьи затрат монополии публикуют, отмечает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. А прикрываясь режимом коммерческой тайны, можно скрыть раздутые расходы в инвестпрограммах, стремление завершить низкорентабельные проекты и нерыночные условия отдельных контрактов, перечисляет он. Большую открытость вынуждены показывать монополии, занимающие деньги с рынка, отмечает Нестеров: к этому их обязывает раскрытие информации в рамках сделок.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Ведомости | 15.08.13 | Прозрачные триллионы |