Контейнерные перевозки за последние 10 лет демонстрируют динамичное развитие. В России они выросли более чем в 3 раза, к 2030 году прогноз оборота в целом – 10 млн TEU. Наблюдается тренд на контейнеризацию грузов, которые ранее перевозились только в полувагонах, в том числе уголь и металлы.
Обратимся к статистике Согласно данным ИПЕМ, показатели контейнерных перевозок за январь – март 2025 года по сети ОАО "РЖД" во всех видах сообщения приросли на 0,6% по отношению к аналогичному периоду 2024 года и составили 1 млн 942 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во внутреннем сообщении отправлено 758,9 тыс. ДФЭ, что на 2,2% меньше аналогичного периода 2024 года. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 1 млн 378 тыс. ДФЭ (-1%), что составило 20,3 млн тонн грузов (+1,3%). Вместе с тем необходимо отметить, что количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, сократилось на 1%, до 1,378 млн TEU.
В минусе большинство номенклатур, включая строительные грузы (-29,8%), авто и комплектующие (-9,4%), сборные грузы (-4,5%), черные металлы (-6,1%) и т. д. В своем отчете об объемах контейнерных перевозок РЖД делают акценты на росте. Понятно, что увеличение на 0,6% лучше, чем минус.
Но для сравнения: в январе – марте 2024 года объем пере возок вырос на 11,4%, в сложном 2023-м – на 5%, в 2022-м – на 10%.
На снижение контейнерных перевозок повлиял тот факт, что с 1 января 2025 года вступили в силу Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, в связи с чем повысилась очередность более высокодоходных грузов. Из-за сложившейся ситуации на сети многие грузы переключаются на альтернативный транспорт, либо вовсе не имеют возможности вывоза.
Также в последнее время на российском рынке появились проблемы из-за диспропорции экспортных и импортных контейнерных перевозок. На сегодняшний день импорт в 2,5 раза превышает экспорт. Таким образом, происходит скопление невостребованных контейнеров. Практически контейнер идет в один рейс, его дальнейшее использование достаточно туманно.
Контейнерная синергия На этом фоне интересы ППЖТ и контейнерных компаний могут пересекаться, создавая синергетический эффект. Во-первых, для размещения невостребованных контейнеров и их дальнейшей реализации нужна определенная инфраструктура, в том числе железнодорожная, хорошие автомобильные подъезды. Такую инфра структуру могут предоставить ППЖТ. Еще одно направление взаимо действия – отстой невостребованных платформ и их текущий ремонт, а также формирование контейнерных поездов на ближайших ППЖТ, на их инфраструктуре. Можно говорить о предоставлении дополнительной локомотивной тяги, когда это необходимо.
Показательно, что в 2024 году ряды Ассоциации "Промжелдортранс" пополнили компании, изначально специализирующиеся на контейнерном бизнесе.
Например, НУТЭП – высокотехнологичный контейнерный терминал в порту Новороссийск, проектная пропускная способность терминала – до 700 000 TEU/год. Это свидетельствует о том, что у ППЖТ и контейнерных терминалов есть общие проблемы, требующие совместного решения. цитата "У ассоциации и контейнерных компаний существует широкое поле для сотрудничества. Например, в области безопасности движения поездов, где ассоциация имеет значительные преимущества и накопленный опыт взаимодействия с Ространснадзором и Росжелдором, в области транспортной безопасности. Немаловажен вопрос совместной работы с РЖД, где у ассоциации также накоплен значительный опыт конструктивного взаимодействия с ключевыми подразделениями, такими как ЦРБ, ЦД, ЦТ и другие. Можно констатировать, что у ППЖТ и представителей контейнерного бизнеса есть общие интересы, в том числе в деле создания дополнительной грузовой базы и контейнеризации грузов. Уровень контейнеризации в России составляет только 6-7% рынка, тогда как в Европе средний уровень – 30%, в Канаде – 37%.
Российскому рынку есть куда расти. Ассоциация "Промжелдортранс" будет продолжать активную работу по привлечению в свои ряды контейнерных компаний, а также стимулировать развитие контейнерного бизнеса среди ППЖТ.
Наша цель – вовлечь максимально возможное количество предприятий и партнеров в процесс контейнеризации грузов".
Андрей Глазунов, заместитель исполнительного директора, председатель Комитета по развитию контейнерных перевозок CРО Ассоциация "Промжелдортранс"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.05.2025 |