Алексей Кузнецов, начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением. – Алексей Винатольевич, какие проблемы с организацией подвода грузов в порты сегодня стоят наиболее остро?
– Большой проблемой является недостаточная загрузка перерабатывающих мощностей портов. На вчерашние сутки потери по выгрузке в российских портах из-за этого превысили 70 тыс. вагонов. Пока неразрешима и проблема неравномерной загрузки портовых емкостей. Хотя резервы имеются. Так не загружен порт Высоцк, а на подходах к Новороссийску и Туапсе скопилось по 14 тыс. вагонов, это практически полуторный норматив. Однако такие крупные грузоотправители, как НЛМК и "Северсталь", по-прежнему игнорируют достаточно свободные порты, к примеру, Санкт-Петербург.
Есть незагруженные мощности и на Дальнем Востоке. Так, в январе "Дальтрансуголь" снизил отгрузку в порт Ванино, и сейчас там нет отставленных от движения поездов. Пока не справляется с выгрузкой черных металлов Мыс Астафьева, где брошено восемь поездов. В то же время Владивостокский порт этой номенклатурой не загружен, хотя тарифы на перевозку в эти порты сопоставимы.
– Можно ли задействовать малые порты?
– Да, они практически не загружены. Прежде всего это касается малых портов Азово-Черноморского бассейна – Азова, Ейска, Таганрога, Кавказа. Так, порт Азов рассчитан на выгрузку до 100 вагонов угля, а грузов нет. В этих условиях перед территориальными центрами ФТО стоит задача планировать равномерно грузопотоки в зависимости от свободных мощностей в портах. Надо работать с грузовладельцами, чтобы те направляли груз туда, где его можно было бы беспрепятственно выгружать. В конце концов не сошелся же свет клином на Новороссийске и Туапсе.
– Какие еще меры могут кардинально изменить ситуацию?
– Прежде всего они лежат в правовой плоскости. Законопроект о морских портах планируется вынести на весеннюю сессию Госдумы РФ, он уже находится на рассмотрении в парламенте. Утверждение законопроекта укладывается в рамки мероприятий, утвержденных председателем комитета Совета Федерации по экономической политике Юрием Нееловым и президентом ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым.
Поправки в действующий закон предусматривают, в частности, закрепление ответственности портов за необеспечение нормативов выгрузки вагонов. С этой целью будет утверждена типовая форма договора между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком. Пока же существующие противоречия в законодательстве позволяют тем же портам уходить от этой ответственности.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 04.02.2016 |