Полная индексация грузовых железнодорожных тарифов произойдет во вторник - спустя почти месяц после начала года, когда традиционно происходит повышение ставок.
Это следует из текста телеграммы, опубликованной на сайте ОАО "Российские железные дороги". Согласно ей, с 0:00 МСК 30 января вступит в силу приказ, вносящий соответствующие изменения в методические указания по вопросу государственного регулирования таких тарифов и приложение к приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ от 2015 г. "Приказ направлен в установленном порядке всем причастным письмом РЖД от 23 января 2018 г.", - говорится в документе.
Сам приказ ФАС датирован 26 декабря 2017 г., однако министерство юстиции РФ зарегистрировало его только 18 января 2018 г., а публикация на официальном интернет-портале правовой информации состоялась 19 января. Нормативный акт вводит надбавки в дополнение к 3,9%-ной "базовой" индексации грузовых железнодорожных тарифов.
В середине января источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью РЖД, говорил, что, несмотря на правительственное решение о 5,4%-ной индексации, с 1 января 2018 г. ставки были проиндексированы только на 1,9%, а приказ о дополнительных надбавках до сих пор не зарегистрирован. Собеседник в РЖД при этом подтверждал агентству, что ставки на использование инфраструктуры и другие сборы пока рассчитываются без учета надбавок.
Ранее по итогам совещания 5 декабря у главы правительства РФ Дмитрия Медведева было решено сохранить на долгосрочный период целевую 2%-ную надбавку, вводившуюся на 2017 г. для дополнительного финансирования капитального ремонта пути. То есть, из базы расчетов тарифов 2018 г. ее исключать не планировалось. При этом предполагалась базовая индексация в 3,9% (по принципу "инфляция минус") и дополнительная 1,5%-ная надбавка в 2018 г., призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей территории РФ это РЖД), связанных с корректировкой налогового законодательства.
Приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ о сохранении 2%-ной надбавки на капремонт и повышении ставок на 3,9% в декабре был зарегистрирован министерством юстиции РФ и опубликован. В то же время вместо одной из "плоских" надбавок ведомство предлагал ввести их для пробега порожних вагонов (на уровне порядка 7%), чтобы стимулировать операторов и грузовладельцев к его сокращению и повышению эффективности использования пропускных способностей сети.
Однако в итоге от идеи "порожних" надбавок антимонопольная служба решила отказаться. Правление ведомства утвердило сохранение надбавки в 2% на капремонт пути при базовой индексации на 3,9%, а "налоговую", как говорили источники "Интерфакса", решено установить на уровне 1,44%, что давало бы 5,4%-ный рост ставок вместо 5,45% при последовательном применении индексирующих коэффициентов в "+3,9%" и "+1,5%". В официально опубликованном приказе фигурирует именно индекс "1,44".
При этом в документе зафиксированы условия, необходимые для введения надбавок. В отношении "1,5%" они призваны сдержать рост стоимости железнодорожных грузоперевозок. В частности, ставки предоставления полувагонов, устанавливаемые компаниями группы "Российские железные дороги", должны быть приведены в соответствие с их "экономически и технологически обоснованным уровнем на основании согласованного с Советом потребителей РЖД алгоритма" - в отношении грузов, перевозимых на внутренний рынок". При этом исполнять их компаниям ж/д холдинга необходимо в приоритетном порядке - до предоставления полувагонов под транспортировку на экспорт - "в объемах не ниже 2016 г.".
В отношении сохраняемых "2%" установлено требование к "Российским железным дорогам" до 1 марта представить в ФАС программу капитального ремонта путей, на которые пойдут дополнительные средства (она должна быть утверждена министерством транспорта РФ). Кроме того, с 1 апреля регулятор должен ежеквартально получать отчет о внедрении систем внутрикорпоративного заказа услуг между подразделениями и управленческого учета по центрам финансовой ответственности для расчета необходимой валовой выручки.
Помимо этого, компании необходимо сообщать о применении конкурентных процедур при закупках подвижного состава с "критерием минимальной совокупной стоимости владения в течение всего срока его службы", а также методических указаний антимонопольной службы при закупках у единственного поставщика.
До 1 апреля "Российские железные дороги" должны предоставить в ФАС отчет о целевом использовании средств, полученных в 2017 г. от такой же целевой надбавки. Раздельный учет расходов по капитальному ремонту инфраструктуры, выполняемый в рамках дополнительной целевой надбавки, компании необходимо вести отдельно от расходов по капитальному ремонту инфраструктуры, выполняемого в рамках общей индексации тарифов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Интерфакс | 29.01.2018 |