Погрузка строительных грузов на РЖД в августе сократилась до 9,7 млн т, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Однако это меньше на 17,5% по сравнению с августом 2023 года.
Результат в последнем месяце текущего года мог оказаться лучше, но отправки балласта для железных дорог снизились, по статистике информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", на 3,8 млн т (-24% к аналогичному периоду 2024 года).
Причин снижения перевозок стройматериалов можно назвать несколько. Одна группа факторов касается общего состояния экономики РФ. А другая – логистики.
Раскачивающаяся стройка
Если смотреть на площадки, где хранится спецтехника для подрядчиков, то картина печальная – машин много, предложение превысило спрос. В аренду в разгар строительного сезона технику берут меньше, чем в прошлом году. А ведь техника приобреталась в расчете на оживление строек, отметили отраслевые эксперты.
По их словам, это неудивительно: финансовые потери игроков на рынке строительства зданий и инженерных сооружений в I полугодии 2025 года, судя по данным Росстата, выросли до 302,4 млрд руб., что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Работы убавилось прежде всего у девелоперов. В сегменте создания инженерных сооружений ситуация сложилась немного лучше. Но лишь выборочно – по ряду регионов. Правда, первые смогли улучшить свои финансовые показатели за счет роста цен на новые объекты, что увеличило суммарную прибыль строительных компаний на 27,3%, а вот вторые – так поступить не смогли, поскольку были связаны госконтрактами, и их прибыль сократилась на 10,5%.
В августе положение дел немного улучшилось, поскольку оживилась ипотека и некоторые другие схемы строительства. И соответственно усилился тренд на подорожание новостроек в 50 городах – их в выборке было представлено около 70-ти, следует из сообщения специалистов федерального портала "Мир квартир". Это больше, чем было в начале лета.
Судя по представленной выборке, спрос превысил предложение (на возведение зданий с высоким потреблением инертных стройматериалов) в основном на юге и в московском регионе.
Кроме того автодорожники получили дополнительное финансирование по подрядам. И в августе они потребовали ускоренного перемещения больших объемов щебня, что собственно и поспособствовало его притоку на РЖД.
Инфраструктурная экономия
Правда, тормозом для потепления динамики погрузки стало снижение перевозок балласта на РЖД. Это было связано с оптимизацией финансирования программ развития инфраструктуры. В основном – со сдвижкой на более дальние сроки строительства новых путей.
Сложнее оценить влияние на потребления щебня объемов выполняемого ремонта. Как пояснил источник в ОАО "РЖД", в Центральной дирекции инфраструктуры на участках с интенсивным движением используют современные технологии, позволяющие очищать старый балласт и укладывать его обратно под рельсовые решетки. И все же при определенных видах восстановительных работ укладка нового балластного слоя необходима.
В целом об объемах ремонта можно судить по перевозкам рельс. Даже если происходит замена изношенных и дефектных рельс вместо новых – на старогодные (уже использовавшихся ранее на участках с интенсивным движением, но сохранивших ресурс для участков с умеренной нагрузкой), то их все равно приходится перемещать по сети на ремонтные базы.
Между тем, перевозки рельс на РЖД в августе снизились почти на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данный фактор указывает на то, что и на ремонтах перевозчик постарался сэкономить. Это также негативно отразилось на перевозках балласта.
Сетевые барьеры
Если сравнить динамику производства щебня и его железнодорожных перевозок, то следует признать: в августе на сети в целом улучшили вывоз щебня. По отзывам представителей карьеров, это произошло за счет снижения определенной части ограничений на подачу порожнего подвижного состава и принятия на сеть груженых отправок, ранее стоявших под логконтролями.
Тем не менее, проблемы остались прежними. В этом плане мало что изменилось по сравнению с июлем (https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/stroyka-zhdet-gruzy-a-oni-ne-edut/ ). Остается добавить: недавно Росстат опубликовал данные по производству щебня в июле 2025 года. Из них следует, что его было за указанный месяц было добыто 27,7 млн т, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Эксперты обратили внимание на то, что доля железнодорожного транспорта по вывозу щебня по сравнению с другими видами транспорта в августе несколько увеличилась. Однако в этом ничего удивительного нет.
Во-первых, по железным дорогам стали больше вывозить накопленные ранее запасы. Ведь в июне текущего года было добыто 32,5 млн т щебня. А это +11% к аналогичному периоду прошлого года. Складские площадки в июле карьеров оказались переполненными. И их стали освобождать.
Для сравнения: в июне текущего года перевозки стройматериалов упали на 14,3% (до 9 млн т) по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Во-вторых, активный вывоз щебня автотранспортом продолжился. А железные дороги привлекли дополнительные объемы с водного транспорта. Мелководье на реках РФ летом 2025 года, по информации Росстата, снизило перевозки по водным путям в целом на 16,5%.
Минус сформировался во многом за счет щебня. В рейсах на борт флоту приходилось брать меньше груза. Если бы не это обстоятельство, то речные дороги, наоборот, оттянули на себя часть грузопотоков с РЖД. Ведь средняя дальность рейсов флота увеличилась. Флот таким образом больше конкурировал с железными дорогами, чем с автотранспортом.
Статистика за август, по предварительным данным, с некоторым опозданием покажет картину, аналогичную с июлем.
Прогноз
Не исключено, что осенью динамика перевозок стройматериалов на РЖД снова ухудшится. Это произойдет по мере освобождения складов. Снова даст о себе дисбаланс между добычей щебня и объемами его погрузки на сети.
Остается добавить: финансовое положение железнодорожного перевозчика остается стабильным при любом раскладе событий. Между тем, как утверждают аналитики строительной отрасли, рентабельность добычи нерудных материалов в РФ упала с 25% до 10-12%, 45% компаний сектора столкнулись с высокой долговой нагрузкой.
Одновременно логистические расходы выросли на 30%. И основной источник такого роста – железнодорожные перевозки. Если учесть, что ставки на полувагоны у операторов снизились, то основное давление на щебеночный рынок оказывает тариф перевозчика, проиндексированный значительно выше инфляции.
При таком раскладе сложно ожидать, что автодорожники и строительные компании будут создавать осенью запас щебенки под будущие подряды на 2026 год. Они будут ждать денег от заказчиков и далее работать с колеса. Прочие варианты имеют свои ограничения. И альтернативы будут не связаны с РЖД.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 10.09.2025 |