Больше других просели перевозки строительных грузов, угля и металлов
Погрузка на сети РЖД в апреле 2025 г. снизилась на 8,6% в годовом выражении до 92,9 млн т. За четыре месяца текущего года показатель сократился на 6,8% до 370,6 млн т. Об этом говорится в сообщении госмонополии 5 мая.
В частности, погрузка угля в январе - апреле снизилась на 3,1% до 111,5 млн т, нефти и нефтепродуктов - на 5,8% до 66,3 млн т, остальных грузов (в том числе в контейнерах) - на 5% до 37,2 млн т, железной руды - на 0,5% до 35,4 млн т, строительных грузов - на 21,1% до 28,5 млн т, черных металлов - на 14,4% до 18,3 млн т.
Потери в части строительных грузов, угля и металлургической продукции РЖД связывает с сокращением спроса со стороны отраслей экономики, потребляющих эти материалы и сырье. При этом компания фиксирует рост погрузки химических и минеральных удобрений на 6,3% до 24,1 млн т, а также руд цветных металлов - на 3,8% до 5,5 млн т.
Кроме того, РЖД отмечает положительную динамику экспорта на восточном направлении - на 4,1% в отчетном периоде. Eе обеспечили неугольные грузы (+7,5% год к году) - это, в частности, железная руда (+22,3%), удобрения (+64,1%) и грузы в контейнерах (+12,1%), следует из сообщения компании в ее Telegram-канале (абсолютные показатели там не приводятся).
В I квартале 2025 г. общее сокращение погрузки на сети к тому же периоду прошлого года составляло 6,1% до 277,7 млн т, а падение в марте достигало 7,2% до 97,7 млн т. Таким образом, объем погрузки в марте был максимальным с начала года: в феврале этот показатель составил 87 млн т (-9,3% г/г), в январе - 93,1 млн т (-2%). За 2024 г. объем погрузки на сети РЖД снизился на 4,1% до 1,18 млрд т.
Ожидать позитивных результатов от начавшегося строительного сезона и, как следствие, улучшения ситуации с погрузкой строительных грузов на сети РЖД в целом не стоит, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Количество новых проектов по строительству многоквартирного жилья сокращается, говорит он. В апреле ТАСС приводил данные из исследования аналитического центра Дом.РФ о том, что за I квартал 2025 г. запущено 8,1 млн кв. м новостроек, что на 24% меньше, чем в январе - марте 2024 г.
Произошло и масштабное снижение объема инвестиций в инфраструктурные проекты, поясняет Бурмистров. "Мы видим беспрецедентное снижение вложений в объекты РЖД в рамках инвестпрограммы, а фаза активного строительства других крупных инфраструктурных проектов - например, высокоскоростных магистралей - в 2025 г. еще не наступит", - приводит пример эксперт.
Грузоотправители активно диверсифицируют логистику, переводя грузы с железной дороги, которая сейчас не обеспечивает скорость и надежность доставки, и в связи с этим в 2025 г. ожидается рост объемов перевозок внутренним водным и автомобильным транспортом, прогнозирует Бурмистров. Погрузка на сети РЖД в ближайшие месяцы продолжит сокращаться, полагает он.
В 2025-2027 гг. погрузка на сети РЖД будет на уровне 1,23 млрд т в год, что на 1% больше, чем в среднем за год предыдущей трехлетки. Такой прогноз содержится в базовом сценарии аналитического отчета Rollingstock Agency (RSA). "Ведомости" писали об этом 17 февраля. Но в негативном сценарии аналитиков на 2025-2027 гг. среднегодовой показатель погрузки составит 1,2 млрд т - на 1% меньше, чем в 2022-2024 гг. Наибольшее снижение в рамках наступившей трехлетки ожидается по строительным грузам. Их погрузка будет на уровне 125 млн т в год (-16%).
В позитивном сценарии в ближайшие три года RSA ожидает роста среднегодового показателя погрузки до 1,25 млрд т (+3%). Основной вклад в такую динамику будет возможен за счет увеличения погрузки угля на те же 3% до 356 млн т.
На фоне снижения грузоперевозок РЖД с октября-ноября 2024 г. ведет борьбу с порожним составом на сети. По собственной оценке, госкомпания смогла за I квартал 2025 г. сократить количество лишних вагонов на 75 000 шт. При этом, по оценке генерального директора ПАО "НПК ОВК" Ирины Ольховской, от движения отставлено порядка 11% (138 000 вагонов) рабочего парка вагонов на сети, который на 1 апреля 2024 г. составляет 1,2 млн вагонов ("Ведомости" писали об этом 11 апреля).
РЖД ищет и другие способы снизить количество невостребованного подвижного состава. Среди прочего она предложила Минпромторгу запустить trade-in для грузовых вагонов взамен списанных. Таким образом предлагается стимулировать производителей выпускать инновационные вагоны (с повышенной нагрузкой в 24 т на ось), которые востребованы грузоотправителями.
Несмотря на то что общий парк грузовых вагонов на сети РЖД растет и к апрелю достиг почти 1,4 млн единиц, порядка 70% нового подвижного состава приходится на профицитные категории, тогда как востребованные платформы стареют и выбывают, пояснял заместитель гендиректора - начальник Центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков ("Ведомости" писали об этом 18 апреля).
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 06.05.2025 |