В январе-июне на сети погружено 554,5 млн т грузов, на 7,6% меньше, чем за I полугодие 2024 года.
Июнь не прибавил оптимизма
Практически все основные номенклатуры остаются в красной зоне. Положительная динамика по итогам 6 месяцев сохраняется по отправкам химических и минеральных удобрений (погружено 35,5 млн т; +4,8% к январю-июню 2024 года), а также цветной руды и серного сырья (8,5 млн т; +2,9%).
Впрочем, в июне погрузка удобрений снизилась к предыдущему месяцу (до 5,5 млн т против 5,9 млн т в мае), а отправки цветной руды остались на том же уровне – 1,5 млн т.
В то же время усилился спад в погрузке железной руды (в I полугодии погружено 53,8 млн т; -0,9% к прошлогоднему уровню), черным металлам (26,7 млн т; -17,2%), лому черных металлов (3,8 млн т; -32,2%), зерну (10,1 млн т; -36,4%).
Стоит сказать, в мае-июне небольшое оживление показали строительные грузы (всего за 6 месяцев погружено 46,5 млн т) и цемент (за 6 месяцев - 9,8 млн т), но в сравнении с I полугодием 2024 года спад по ним остается существенным – соответственно 19,5% и 15,2%.
Угля становится меньше
По нисходящей складывается динамика угольных перевозок. В январе на железных дорогах было погружено около 30 млн т угля, в апреле – 26,7 млн т, а в мае – 24,9 млн т. При этом, свидетельствуют в РЖД, растут перевозки угля по Восточному полигону.
Прирост становится возможным за счет завершения строек по II этапу модернизации БАМа. В частности, в 2025 году в направлении портов Ванино ежесуточно планируется пропуск 47 четных грузовых поездов, из которых 40 угольных маршрутов массой 7100 т с вагонами повышенной осевой нагрузки с таких станций формирования, как Челутай, Нерюнгри, Верхнезейск, Чегдомын.
Однако из-за снижения мировых цен на угольную продукцию, сохраняющихся ввозных пошлин в Китае, который является главным покупателем топлива у России, увеличение отгрузки имеет туманные перспективы.
РЖД обвиняют отправителей в непредъявлении грузов по уже согласованным заявкам на перевозку, но угольщики в свою очередь указывают на проблемы с рентабельностью. Отправки угля становятся невыгодными даже по традиционно востребованному Восточному полигону.
Кроме того, в Китае динамика производства сталелитейной продукции пока не дает поводов говорить об увеличении спроса на кокс. За 6 месяцев его погрузка на сети составила 5,1 млн т, что на 14,5% ниже, чем годом ранее. При этом в мае она упала на 27%, до 0,8 млн т.
Скованные одной цепью
Помимо волатильности на внешних рынках сокращается спрос по ряду номенклатур на внутреннем рынке.
Как характерный пример, металлургическая продукция (фактически 2/3 погрузки черных металлов адресуется внутрироссийским получателям). Замедление экономики, высокая ключевая ставка оказывают негативное влияние на основных потребителей.
Строительный сектор, который до того был одним из драйверов спроса на черные металлы, существенно сбавил объемы.
Стабильный уровень потребности в металлах прежде демонстрировали отечественные предприятия машиностроения. Но в автопроме продолжается спад производства, поскольку рост ключевой ставки приводит к тому, что спрос на автокредиты сокращается (более 60% автомобилей продается с использованием кредитных механизмов).
Стоит сказать, в настоящее время Минпромторг РФ выступает за использование российских комплектующих при локализации производства иностранных автомобилей, в том числе китайских. Об этом заявил сегодня министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
01.07.2025 |