09-12-25 / 2025
Новости отрасли
Подводные камни точечной донастройки тарифов РЖД

По новому правилу плата за грузовые перевозки повышается с 1 декабря 2025 года – на 10%. Правда, заметим: параллельно с индексацией предполагается "точечная донастройка" тарифов ОАО "РЖД", при которой не исключено появление добавок к прайсам монополии на определенные виды перевозок.

Отметим, что проект поправок в Тарифное руководство № 1 предполагает дополнительную индексацию тарифов на контейнерные перевозки на 5% в 2026 г. (за исключением перевозок в термических контейнерах). В таком случае следует понимать, что указанная индексация на 5% добавляется по сути к 10% общей индексации. Это означает, что прирост фактически составит 15,5% к уровню предыдущей индексации (а она, напомним, составила 5% с 1 января 2025 г.).

Также с 1 января 2026 года планируется применение повышающего коэффициента 1,1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава и специализированных платформ после перевозки контейнеров. Это следует также из проекта очередного приказа ФАС России. Ранее предполагалось, что повышенный тариф будет действовать временно, но теперь его намечено ввести на постоянной основе.

Формально с января других индексаций нет. Однако вместо Прейскуранта 10-01 на сети появилось "Тарифное руководство №1". Документ не предполагает глобальных изменений для грузовладельцев. Кондуит переиздали, чтобы убрать юридические нестыковки и проиндексировать цифры до текущего уровня, а не до цен 2003 года. Основные изменения отнесли на более поздний срок, до изменения общей экономической ситуации.

И все же недавно появился проект приказа ФАС России, открывающий дверь для "тонкой настройки" тарифов. Он касается ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта для среднесетевых условий в виде индексов к действующим тарифам.

Изначально было установлено, что коридор колебаний тарифа определяется ОАО "РЖД" только в сторону его уменьшения. При этом сохранялась возможность и повышения тарифа. Но это оформлялось уже решением ФАС России – то есть органом регулирования.

Однако в новом документе вместо тарифного коридора устанавливаются индексы к действующим тарифам – предельные минимальный и максимальный уровни. С минимальным "пределом" все понятно: это то же по сути понижающий коэффициент к действующим тарифам гл. II Тарифного руководства № 1 (в том числе при перевозке грузов с использованием двух и более инфраструктур: ОАО "РЖД", ФГУП "КЖД", ФГУП "ЖДН" и ОАО "АК "ЖДЯ" в части, причитающейся каждому перевозчику). А максимальный уровень – фактически добавка к тарифам.

Причем, и понижающий, и повышающий коэффициенты к тарифам, как следует из текста документа, отнесены уже к ценовым пределам, в рамках которых решение об установлении (изменении) уровня тарифов принимает субъект регулирования. А субъект регулирования – это же перевозчик. Таким образом, ему делегируется право устанавливать не только скидки, но и надбавки к тарифам – в границах от -12,8% до +13,4%.

Соответственно могут быть "точечные" добавки к тарифу по отдельным грузам и направлениям. Первый звонок на эту тему – появление в программе Rail-Тариф коэффициента 1,0535 с января 2026 года на рейсы с минерально-строительными грузами, сообщил РЖД-Партнеру представитель грузовладельца. Могут всплыть и другие изменения, ставшие побочным следствием изменений коэффициентов по отдельным грузам и направлениям.

На таком фоне не следует ожидать в 2026 году роста погрузки щебня. По возможности данную номенклатуру будут переключать на другие виды транспорта.

Напомним, что вопросы, связанные с этой тематикой, будут обсуждаться на XXIII конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", которая пройдет 11 декабря в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д.5).

В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам развития российского транспортного рынка в целом, а также 5 тематических дискуссий: о качестве обслуживания грузовладельцев в нестабильной сетевой обстановке на сети РЖД, цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, контейнерных перевозках, а также о тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.

Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер09.12.2025