25-06-25 / 2025
Новости отрасли
Подвижной состав на самоконтроле

В ОАО "РЖД" уже в следующем году может появиться программно-аппаратный комплекс "Цифровой грузовой вагон" второго поколения. Об этом заявили на заседании секции "Вагонное хозяйство" Научно-технического совета ОАО "РЖД", прошедшем в начале июня в Москве.

Технология самоконтроля технического состояния вагона разработана в рамках плана научно-технического развития компании. В 2022-2023 годах ВНИИЖТ сформировал для нее ряд нормативных документов, включая ГОСТ Р 70937-2023 "Интеллектуальные системы автоматического мониторинга и диагностики грузовых вагонов". Затем произвели и протестировали опытные образцы оборудования "Цифровой грузовой вагон-1" (ЦГВ-1). Это небольшая коробка с датчиками, устанавливаемая над тележкой грузового вагона.

По данным заместителя директора научного центра "Инфраструктура" АО "ВНИИЖТ" Игоря Назарова, ЦГВ-1 питается с помощью аккумуляторной батареи, имеет датчики, определяющие местоположение, скорость движения, пробег вагона, силу ударных воздействий, дефекты колесных пар. Передача полученных ими данных осуществляется по GSM-каналу на сервер владельца устройства – оператора подвижного состава, где проходит обработку. Кроме того, информация загружается в интегрированный пост диагностики подвижного состава ППСС при его прохождении ЦГВ-1 за счет считывания RFID-метки, откуда может передаваться в единую комплексную систему управления вагонным хозяйством ЕК АСУВ.

Применение этого оборудования дает ряд преимуществ. У ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры, в частности, появляется возможность получать предупреждения о повышенных колебаниях кузова, выявлять появление дефектов колесных пар с привязкой к месту и времени их образования, своевременно отцеплять вагоны с обнаруженными дефектами. Операторы получают данные о точном местонахождении подвижного состава, о фактах возникновения повышенных ударных нагрузок (при маневровых и погрузочно-разгрузочных работах, роспуске на горках), о времени проведения операций по обработке.

Игорь Назаров сообщил, что серия испытаний и подконтрольная эксплуатация восьми вагонов, оборудованных ЦГВ-1, прошли в 2023-2024 годах на Северной дороге и подтвердили эффективную работу комплекса по определению заданных параметров и обнаружению дефектов, в том числе в условиях низких температур.

При этом была отмечена недостаточность сканируемых параметров, необходимость дальнейшего технического развития системы самоконтроля вагона на базе полученных результатов. В итоге появились требования к ЦГВ-2. С помощью дополнительных датчиков он сможет контролировать также нагрев буксовых узлов и поверхность катания каждой колесной пары, следить за работой тормозной системы, передавать данные не только в ЕК АСУВ, но и на борт локомотива.

Согласно составленному ВНИИЖТом плану-графику опытные образцы ЦВГ-2 могут появиться во второй половине 2026 года, после чего начнется их подконтрольная эксплуатация.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

25.06.2025