Несмотря на общую стабильность в строительной отрасли, железнодорожная погрузка инертных материалов в 2025 году демонстрирует значительное снижение. По итогам 11 месяцев объемы упали на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это падение нельзя объяснить исключительно колебаниями рыночного спроса. Причины ухода строительных грузов с железной дороги обсуждались в рамках 23-й Международной конференции РЖД-Партнера "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство".
Согласно оперативной информации, в ноябре 2025 года объем погрузки на сети ОАО "Российские железные дороги" составил 94,2 млн тонн – на 1,5% меньше, чем в ноябре 2024-го. За январь-ноябрь совокупная погрузка составила 1 млрд 21,3 млн тонн, что на 5,6% ниже прошлогоднего показателя. Особенно заметно снижение коснулось строительных грузов.
"Нерудные материалы перевозятся преимущественно в полувагонах, тех же самых, что и уголь. "Нерудка" не является генеральным грузом, это в 95% случаев попутная погрузка, сокращающая порожний пробег. Под влиянием внешних негативных факторов с начала года погрузка строительных грузов снизилась на 11% – до 92,8 млн тонн", – подчеркнул директор по логистике и развитию продаж ГК "Базальт" Андрей Ходеев.
Как отмечают участники Ассоциации "Карьеры Евразии", значительная часть падения не связана напрямую с рыночной конъюнктурой, а обусловлена переходом перевозок на автотранспорт и, в меньшей степени, на водный транспорт.
По словам экспертов, на сокращение объемов железнодорожной погрузки строительных материалов повлияли системные ограничения, вызванные внутренними решениями перевозчика:
Ограничения на перемещения порожних вагонов. В рамках борьбы с избыточным вагонным парком ОАО РЖД усилило контроль за порожними составами. Это привело к блокировке станций грузополучателей и потере объемов из-за невозможности оперативно вернуть вагоны под новую загрузку.
Рост числа логических контролей. Новые требования к оформлению перевозок вводятся неожиданно, без предварительного информирования, что создает дополнительные риски для участников логистических цепочек.
Недостаточная прозрачность цифровых инструментов планирования. Несмотря на декларации о развитии систем планирования погрузки, таких как СКПП и МКПП, на практике они работают нестабильно и не обеспечивают полное удовлетворение поданных заявок. Это приводит к прямым потерям объемов.
Таким образом, снижение погрузки строительных грузов в 2025 году – результат не только изменения логистических предпочтений клиентов, но и последствий организационных решений внутри железнодорожной отрасли. Вопрос требует системного диалога между участниками рынка и государственными структурами, ответственными за транспортную политику.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 11.12.2025 |