05-08-25 / 2025
Новости отрасли
По рельсам в Поднебесную: в РТ растет объем ж/д перевозок грузов в Китай

Экспорт продукции в Китай из Татарстана по железным дорогам вырос на 20%

Объем экспортных грузов, отправляемый по железным дорогам, из Татарстана в Китай за год вырос на 18-20%. На это повлиял ввод новых логистических объектов на территории республики

В первом полугодии объем грузов в Китай на участке Куйбышевской железной дороге, который пролегает по территории Татарстана, вырос к тому же периоду прошлого года на 20%, у Горьковской железной дороги по итогам прошлого года прирост составил почти 19%. Филиалы ОАО "РЖД" и логистические компании запускают новые проекты для увеличения экспорта и импорта между Татарстаном и Китаем. Кроме того, рост связан с вводом новых логистических комплексов. Основную долю грузов, отправляемых по железным дорогам в КНР, занимает продукция сельского хозяйства и нефтяной отрасли.

Объемы экспорта

За шесть месяцев 2025 года объем погрузки с направлением в Китай на татарстанском участке Куйбышевской железной дороги составил 1,2 млн т, что на 200 тыс. т или 20% больше, чем за полгода 2024-го. Об этом РБК Татарстан сообщили в службе корпоративных коммуникаций филиала РЖД.

"Со станций республики регулярно отправляются контейнерные поезда назначением в Китай. Со станций Биклянь и Круглое Поле отправлено 157 контейнерных поездов, объем перевозок составил более 304 тыс. т. Со станции Нижнекамск – 11 поездов, 20 тыс. т", – рассказали в Куйбышевской ЖД.

Со станций Горьковской железной дороги (ГЖД) в Татарстане за 2024 год в Китайскую Народную Республику (КНР) экспортировали порядка 200 тыс. т. грузов. По сравнению с 2023-м, погрузка выросла на 18,7%. С 2022 года количество перевезенных товаров увеличилось втрое, тогда оно составляло 67 тыс. т.

"В структуре грузов можно выделить перевозки контейнеров, а также номенклатуры, такие как зерно, продовольственные товары, нефть и нефтепродукты", – рассказали РБК Татарстан в службе корпоративных коммуникаций ГЖД.

В Татарстане перевозки грузов в Китай растут активнее, чем в целом по России. Так, в январе-мае 2025 года через погранпереходы с Китаем перевезено 16,9 млн т грузов, рост по сравнению с тем же периодом 2024-го составил 0,9%, сообщили в пресс-центре РЖД.

На экспорт отправлено 15,9 млн т грузов (+1,9%). Основу составили каменный уголь (7 млн т), железная руда (3,6 млн т), бумага (1,6 млн т), удобрения (978 тыс. т), химикаты (573 тыс. т), цветные металлы (515 тыс. т) и нефтяные грузы (417 тыс. т).

По итогам 2024 года перевозки грузов в сообщении с Китаем выросли на 9%. Объем достиг 175 млн т.

Перемены в импорте

В этом году на рынке наблюдается уменьшение объемов поставок из Китая, рассказал РБК Татарстан исполнительный директор "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (входит в FESCO) Леонид Шляхтуров. Основными факторами снижения стали ключевая ставка и сокращение перевозок в сегменте готовых автомобилей.

"Однако, по нашим оценкам, рынок контейнерных перевозок постепенно стабилизируется: всплеск активности, наблюдавшийся в последние два года на дальневосточном направлении, идет на спад, а грузопотоки начинают более равномерно распределяться по всем маршрутам. На Дальнем Востоке импорт сократился на порядка 20%, в то время как на юге и северо-западе наблюдается рост в диапазоне 15-20% в зависимости от направления", – отметил Шляхтуров.

Между Китаем и Россией существуют четыре основных магистральных маршрута – через порты Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска и через железнодорожные сухопутные погранпереходы. Железнодорожные контейнерные перевозки между Китаем и Россией через сухопутные погранпереходы демонстрируют хорошую динамику, отметил Шляхтуров.

"По итогам первого полугодия 2025 года FESCO увеличила перевозки контейнерными поездами из Китая на 46%, относительно аналогичного периода прошлого года, при этом общее количество отправленных поездов из КНР также выросло на 57%", – рассказал исполнительный директор "ФЕСКО Интегрированный Транспорт".

Компания перевозит импортные грузы из Азии в Казань с 2022 года. С момента запуска число поездов увеличилось с одного до четырех в месяц. В марте прошлого года запустили и экспортные составы.

"В Казань FESCO доставляет товары в основном из Китая. Преимущественно это различное оборудование, полимеры, запчасти, химические грузы и так далее. На экспорт в страны Азии перевозим различные виды пластика, продукцию химической промышленности, сельскохозяйственные грузы, в том числе подсолнечное масло", – отметил Шляхтуров.

Эффект логокомплексов

Запуск логистических комплексов в Татарстане сыграл свою роль в увеличении экспорта в Китай по железным дорогам. Грузоотправителем ООО "ЛК "Один пояс и один путь" по Куйбышевской ЖД в первом полугодии 2025 года перевезено 57 тыс. т грузов в Китай. В прошлом году перевозки не осуществлялись.

"К 2030 году погрузка прогнозируется в объеме 16,5 млн т, прежде всего, за счет наращивания объемов погрузки грузоотправителем ООО "ЛК "Один пояс и один путь" в Китай, а также завершения строительства нефтехимического комплекса ЭП-600 на базе предприятия ПАО "Нижнекамскнефтехим", – сообщили в службе корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги.

Логистический терминал "Один пояс и один путь" (является частью логистического комплекса имени Дэн Сяопина) с начала года отправил 36 экспортных поездов и принял 6 импортных составов, сообщил РБК Татарстан заместитель министра промышленности и торговли РТ Герман Лернер. В октябре 2025 года здесь планируют ввести складскую инфраструктуру площадью 170 тыс. кв. м.

В середине июля на терминал поступили импортные грузы из Китая для предприятий Камской экономической зоны, рассказал Шляхтуров. В будущем FESCO намерена отправлять поезда и в обратном направлении.

С момента открытия Свияжского мультимодального логистического центра в августе прошлого года было отправлено 11,7 тыс. т зерна в составе "грузовых экспрессов". Благодаря открытию инфраструктуры такого масштаба Татарстан стал лидирующим субъектом РФ в границах Горьковской железной дороги по погрузке этой номенклатуры, сообщили в службе корпоративных коммуникаций организации. В том числе это позволило обеспечить рекордную погрузку зерна в границах магистрали в 2024 году в размере 637 тыс. т.

Дальнейшее развитие

На железных дорогах, проходящих по территории Татарстана, реализуют новые проекты, которые могут отразиться на объемах перевозки между республикой и Китаем. На Куйбышевской ЖД разработаны новые направления перевозок со станции Круглое Поле на станции Карталы-1 (Челябинская область) и Угловая (Приморский край). В перспективе ожидается отправка 2-3 контейнерных поездов в месяц.

"В целом, погрузка по РТ по итогам 2025 года ожидается на уровне прошлого – 14,9 млн т", – сообщили в службе корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги.

С территории республики возможны отправки контейнерных поездов увеличенной длины – до 128 вагонов, рассказали в службе корпоративных коммуникаций ГЖД. Ранее отправляли составы не более 71 вагона. Именно в республике был запущен первый контейнерный поезд длиной в 100 вагонов.

"100-вагонный поезд позволил увеличить общий вес отправляемого груза примерно на 1 тыс. т – до порядка 3,2 тыс. т. Реализуемые и перспективные проекты в Татарстане позволяют ежегодно наращивать рост графиковых контейнерных перевозок", – рассказали в ГЖД.

 

Источник Дата Наименование материала

РБК Татарстан

05.08.2025