27-01-25 / 2025
Новости отрасли
По пути к росту выработки

В ближайшие годы РЖД закупят примерно 4 тыс. ед. подвижного состава для ремонта и текущего содержания пути. При этом на сеть выйдут новые серии путевых машин. Техника не только должна быть независимой от импортных комплектующих, но и превзойти по производительности западные аналоги. В то же время инвестиции в разработку новых видов подвижного состава возможны при условии заключения с заказчиком долгосрочных договоров, отмечают представители железнодорожного машиностроения.

Задача на будущее С 2025 по 2030 год на железных дорогах сети (развернутая протяженность – 184 тыс. км) предстоит капитально отремонтировать почти 33 тыс. км пути.

Согласно программе поэтапного вывода путевого комплекса РЖД на нормативный уровень в годовом выражении задание по капремонту в среднем оценивается примерно 5,5 тыс. км. Для сравнения, в 2023 году соответствующий план работ составил 5 тыс. км.

За предстоящий период еще нужно будет оздоровить в рамках текущего содержания 120 тыс. км, или 20 тыс. км ежегодно. Кроме того, по инвестпрограмме РЖД в последнее время вводится примерно 1 тыс. км нового пути в год. Продолжающиеся проекты по развитию железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, Восточного полигона, Центрального транспортного узла, МТК Север – Юг будут драйверами прироста путевого хозяйства и в дальнейшем. С учетом растущих объемов ремонта пути и содержания инфраструктурного хозяйства, а также темпов выбытия старого парка возникает повышенный спрос на высокопроизводительные механизированные комплексы. Как отметили в Центральной дирекции инфраструктуры, к настоящему времени утверждены технические требования на перспективные серии машин и с предприятиями желдормаша решается вопрос о разработках новых моделей. По некоторым видам техники и операций стоит задача поднять производительность до 30%.

"Мы сделали совместно с производителями аудит и оценку возможности производства качественной продукции, а самое главное, того объема, который будет предъявляться [заказчиком], – рассказал заместитель гендиректора ОАО "РЖД" – начальник ЦДИ Евгений Шевцов. – Разложили по всем компонентам и дали рекомендации нашим производителям по улучшению процесса, по ОТК и по тем мощностям, которые есть".

К сведению, выпуском техники для потребностей путейцев в стране занимаются десять заводов и 700 предприятий-партнеров, так или иначе участвующих в подготовке этой продукции. Догнать и перегнать "Сегодня, можно сказать, производители начали опытные машины выпускать, и они подтверждают ту выработку, которая заложена", – отметил руководитель Центральной дирекции инфраструктуры.

Из новых образцов заместитель гендиректора группы "Синара" Антон Зубихин выделил рельсошлифовальный поезд РШП 2.0. Сейчас ведется подготовка к заключению договора о его поставке заказчику.

Рельсошлифовальные поезда всегда были импортные, тем не менее российские инженеры смогли предложить свои решения по технологии рельсошлифования.

Как ожидается, выработка у отечественного комплекса составит до 15 тыс. м/час, что вдвое выше, чем у поезда типа РШП48, в котором применены зарубежные комплектующие.

В числе других разработок "Синары" есть такие виды инновационной техники, как выправочно-подбивочнорихтовочные машины ПМА-3 (предназначена для комплексной выправки железнодорожного пути при капитальном ремонте) и ПМА-С (для стрелочных переводов), поезд укладочный УП-1, щебнеочистительная машина ЩОМ-3200. Технические новинки должны поднять выработку и усовершенствовать технологические процессы по ремонтным работам и текущему содержанию инфраструктуры. В частности, в режиме одного закрытого перегона по капитальному ремонту 1 и 2 уровня стоит задача ремонтировать 5 и 8 км пути. По капремонту 3 уровня при производстве работ на участке с 30% кривых радиусом 350- 650 м – в объеме 5 км.

На основе новых требований конструкторами разрабатываются перспективные виды продукции. Это, в частности, комплекс по созданию подбалластного защитного слоя для высоко грузонапряженных участков, например, на Восточном полигоне. Его выработка составит до 250 м/час, что в два раза производительнее зарубежных аналогов. Создание такой машины ведется группой ПТК, проинформировал Е. Шевцов. Кроме того, ведется разработка комплекса для замены рельсовых плетей с производительностью до 1,1 тыс. м/час. Выработка машины превзойдет более чем на треть объем работы комплексов РУ-700 и МС-700.

"На горизонте видим выпуск новой продукции, которая в России никогда не выпускалась. Да и выпускалась в мире только одной компанией – Plasser amp; Theurer. И выработка [у российской машины] будет выше, чем у нее. Это такой серьезный задел для нас", – подытожил начальник Центральной дирекции инфраструктуры.

Машины отдаляются от импорта Безусловно, актуальным остается вопрос, что делать с парком, в котором используются импортные комплектующие. На сегодняшний день на вооружении путейцев РЖД насчитывается 7 тыс. ед. путевой техники, не считая 43 тыс. специальных вагонов (хопперов-дозаторов, платформ УСО, рельсовозного состава и т. п.).

Из этого парка – 5,8 тыс. машин, где применены главным образом отечественные узлы и детали. Еще 485 имеют низкую долю импортных компонентов и 695 – высокую. В последнюю группу входят машины по выправке пути (141 ед.) и стрелочных переводов (97), машины по очистке щебня (63), экскаваторы на комбинированном ходу (221), снегоуборочная техника (173).

"Получали мы машины Plasser amp; Theurer и других производителей, в частности, чешские. Была кооперация. И сегодня ряд позиций остается неимпортозамещенным, их нужно серьезно прорабатывать", – подчеркнул Е. Шевцов.

В числе таких узлов и систем – гидравлическое оборудование (гидромоторы, гидронасосы, гидрораспределители), электронные компоненты (микропроцессоры, микроконтроллеры и т. д.), пневматическая аппаратура, детали рабочих органов (подбивочные блоки выправочноподбивочно-рихтовочных машин "Дуоматик", "Унимат"). Работы по ним осваиваются отечественными предприятиями.

К примеру, постепенно решаются вопросы по ремоторизации путевой техники. Так, один из российских заводов предложил дизель для "Дуоматика" и "Унимата", путерихтовочной машины Geismar. В настоящее время рассматриваются варианты замены установки у щебне очистительной техники, где изначально применен дизельный двигатель Deutz.

Темпы импортозамещения сопряжены с финансовой стороной вопроса.

Опытные образцы разрабатываются за счет собственных средств, и только недавно завод стал получать государственные меры поддержки, отмечает руководитель технологического направления группы ПТК Виталий Ульянов. По его словам, необходима также поддержка и от ОАО "РЖД": должны быть долгосрочные договоры на разработку новейших машин, что позволит осуществлять проектное и целевое финансирование для НИОКР, на поставку техники на принципах контракта жизненного цикла. В ЦДИ также ратуют за длительный характер взаимоотношений. Заказчик в этом заинтересован, поскольку по итогам проведенных в текущем году аудитов предприятий желдормаша выявлены такие риски, как несоблюдение сроков поставки и ввода в эксплуатацию новых видов техники и ССПС, недостаточный темп реализации программ технологического суверенитета, низкий уровень надежности продукции.

В дирекции рассчитывают, что с 2025 года в РЖД будет действовать новая программа, предусматривающая контрактацию различной техники (к ней же, в частности, относятся локомотивы) сроком на 5 лет. Хотя, рассуждает Е. Шевцов, в разрезе именно путевых машин лучше выстраивать договорные отношения на 7-летний период с учетом меняющихся задач перед путевым комплексом и требований к обслуживаемому инфраструктуру парку.

При этом с производителями подвижного состава уже подписан ряд контрактов почти на 14 млрд руб. до 2028 года, и данная цифра не окончательная.

На основе новых требований конструкторами разрабатываются перспективные виды продукции. Это, в частности, комплекс по созданию подбалластного защитного слоя для высоко грузонапряженных участков, например, на Восточном полигоне. Его выработка составит до 250 м/час, что в два раза производительнее зарубежных аналогов справка Перспективная программа приобретения подвижного состава для путевого комплекса РЖД до 2030 года: щебнеочистительная техника – 17 ед.; выправочная для пути и стрелочных переводов – 67 ед.; снегоуборочная и снегоочистительная – 110 ед.; прочая – 767 ед.; вагоны специального назначения – 3,1 тыс. ед. Источник: Центральная дирекция инфраструктуры ОАО "РЖД" Актуальным остается вопрос, что делать с парком, в котором используются импортные комплектующие. На сегодняшний день на вооружении путейцев РЖД насчитывается 7 тыс. ед. путевой техники. Из этого парка – 5,8 тыс. машин, где применены главным образом отечественные узлы и детали

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2025