Решение тактических задач дорогами, выполняющими функции региональных центров корпоративного управления, поможет достичь стратегических целей компании
Об основных принципах выстраивания взаимодействия между подразделениями холдинга "РЖД" на территориальном уровне, а также о том, какие новые инструменты управления появляются в арсенале первых заместителей начальников железных дорог в условиях выполнения последними функций региональных центров корпоративного управления (РЦКУ), рассказывает первый вице-президент компании Вадим Морозов.
- Вадим Николаевич, какие новые требования предъявляются к начальникам дорог и их первым заместителям в новой системе управления?
- "Типовое положение о железной дороге" было утверждено президентом ОАО "РЖД" 31 июля 2012 года (№ 254). В нем сказано, что "основной задачей железной дороги в сфере корпоративного управления является корпоративная и технологическая координация работы подразделений ОАО "РЖД", осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги... в целях достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров ОАО "РЖД". На первых заместителей традиционно возлагаются задачи технологической координации работы в границах железной дороги. Это в первую очередь общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью железной дороги, организация работы по обеспечению эффективного управления и развитию производственно-технологического комплекса железной дороги, координация в этих целях работы заместителей начальника железной дороги, начальников служб, самостоятельных отделов и структурных подразделений железной дороги. Первые заместители отвечают за технологическую координацию деятельности расположенных в границах железной дороги структурных подразделений и дочерних (зависимых) обществ ОАО "РЖД" по организации эксплуатационной работы, выполнению планов перевозок и графика движения поездов, координацию эксплуатационной деятельности расположенных в границах железной дороги филиалов, территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД, координацию работы по совершенствованию единого технологического процесса и регламентов взаимодействия на региональном уровне и многое другое. Функции и полномочия руководителей железной дороги расширяются. А это означает и повышение личной ответственности руководителей за принимаемые решения. Сегодня к личным и профессиональным качествам кадров предъявляются повышенные требования. Руководители железной дороги, выполняющей функции регионального центра корпоративного управления, должны обладать полным перечнем компетенций в вопросах совершенствования системы управления, уметь выстроить систему делегирования полномочий и контроля в расширенном, корпоративном понимании. Роль первых заместителей начальников дорог в настоящий период особая, так как на них лежит вся ответственность за эффективность и стабильность единого технологического процесса в переходный период. И они являются важнейшим интегрирующим звеном новой системы управления до тех пор, пока новые принципы и механизмы взаимодействия между дирекциями не заработают в полную силу.
В свою очередь, выделение инфраструктурного хозяйства в самостоятельную вертикаль диктует необходимость отладки механизмов, обеспечивающих взаимосогласованную деятельность всех дирекций, направленную на сохранение неразрывности технологического процесса перевозок. И в этой работе первые заместители начальников дорог должны принять непосредственное участие. Они должны уметь не только реагировать на уже произошедшие сбои и прорабатывать варианты их решения, но, главное, предвидеть будущие осложнения, принимать превентивные меры. В то же время всем руководителям железной дороги, выполняющей функции регионального центра корпоративного управления, исходя из существующих норм, практик и законодательства в области корпоративного управления, принципиально важно помнить об ограниченности возможностей прямого вмешательства в хозяйственную и управленческую деятельность каждого из субъектов взаимодействия в регионе. Речь должна идти именно о координации.
- Как вы оцениваете готовность железных дорог к исполнению функций регионального центра корпоративного управления?
- Начиная с 2010 года на пилотных полигонах, а именно на Октябрьской, Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорогах, в значительной мере освоили арсенал полномочий и инструментарий для реализации функций технологической и корпоративной координации. Накопленный ими опыт постепенно перенимается другими магистралями. Так что готовность дорог к исполнению новых функций я бы оценил как достаточно высокую. Правда, до недавнего времени сложно обстояли дела с разбором нарушений технологических процессов при организации и обеспечении перевозочного процесса в регионах. Одни подразделения, чтобы не портить отношения с другими, смежными, или не беспокоить руководство, старались не поднимать возникающие вопросы и разногласия, скрывали, а не решали их, тем самым допуская рецидивы сбоев в работе. Эта ситуация существенно изменилась, когда в работу активно включились технологические службы, а позднее и их региональные группы. Эксперты-технологи стали оперативно выявлять даже незначительные отступления от действующих регламентов и централизованно давать предложения по их решению.
- На чем региональным руководителям необходимо сосредоточить свои усилия на период отладки новой системы?
- В новых условиях открываются широкие возможности использования интеллектуального потенциала и организаторского опыта начальников дорог. Руководители железной дороги с новыми функциями на своем уровне должны обеспечить методическую, организационную и информационную поддержку и мониторинг деятельности подразделений по подготовке и реализации проектов и мероприятий по повышению эффективности и развития системы управления. Кроме того, подразделениям органов управления железных дорог необходимо оптимизировать собственные процессы управления и взаимодействия с учетом их эффективности и унификации по всей сети. Начальники магистралей прошли несколько этапов в ходе наделения железной дороги функцией корпоративного управления, но чтобы не утратить ориентиры, обеспечить решение всех задач, они должны придерживаться единой логики организации своей деятельности, единой технологии взаимодействия с хозяйствующими подразделениями.
В области управления перевозочной деятельностью основой для такой логики должен стать Единый сетевой технологический процесс (см. левую верхнюю схему на стр. 5). Этот документ призван объединить все технологические процессы, реализуемые в производственном комплексе ОАО "РЖД", организовать мониторинг деятельности участников эксплуатационной работы и их взаимодействие по единому набору показателей. Он должен установить правила взаимоотношений с внешними контрагентами, прежде всего с операторами, а также выстроить технологию оперативного взаимодействия служб дорог с органами управления дирекций в регионах. Подчеркну, что начальники дорог имеют полномочия использовать не только собственные ресурсы в виде делегированных им полномочий, но и ресурсы дирекций и дочерних обществ, которые они обязаны вовлекать в работу через схемы совещательных органов и проектные механизмы. На сети уже сформирован широкий набор инструментов управления в новых условиях. В первую очередь это региональные и межрегиональные координационные советы под председательством начальников дорог, региональные оперативные комиссии и др. Именно на них сегодня решаются вопросы взаимодействия участников рынка перевозок, координации деятельности филиалов и подразделений компании на конкретной дороге. Только совместная слаженная работа территориальных подразделений филиалов при активном участии железных дорог как региональных центров корпоративного управления позволит успешно решить стоящие перед компанией задачи.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 25.10.12 | От организации к координации |