О перспективах развития железнодорожной отрасли и влиянии ключевой ставки на финансирование подвижного состава поговорили с начальником управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг» Андреем Бочаровым.
– Как вы оцениваете текущее состояние железнодорожной отрасли. Какие основные тенденции наблюдаете?
– Текущий рынок железнодорожных перевозок в России демонстрирует разнонаправленную динамику. В 2023 году объем грузоперевозок увеличился на 0,9% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 1,4 млрд тонн. При этом за восемь месяцев 2024 года объем перевозок грузов сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За восемь месяцев 2024 года производство стандартных вагонов и с осевой нагрузкой 25 тс увеличилось на 19% и составило более 47 тыс. и 12,5 тыс. ед. соответственно.
Отмечу, что темп производства вагонов опережает динамику их списания, поэтому общий парк вагонов на сети продолжает расти. Он составил 1,32 млн ед. на конец 2023 года и более 1,36 млн ед. в августе 2024 года. На сети происходит формирование определенной доли профицитного парка.
– Каков спрос на различные виды вагонов в текущем году?
– В 2024 году мы наблюдаем значительный рост спроса на полувагоны, вагоны-хопперы для зерна и цемента, а также крытые вагоны. Отмечается стабильный спрос на вагоны-цистерны для нефтепродуктов и химических грузов, особенно в условиях увеличения логистического плеча и роста экспортных поставок. Специализированные вагоны, такие как платформы для контейнерных перевозок, также остаются востребованными, но объем их закупок кратно снижается по сравнению с предыдущими годами. Есть высокий спрос на узкоспециализированный парк, например, на пищевые и другие виды цистерн, однако большинство заводов-изготовителей уже имеют контрактную базу на продажу других типов вагонов до конца 2025 года.
– Какие основные сложности наблюдаются в области финансирования подвижного состава?
– Основные сложности заключаются в высоких ставках по заемному финансированию, которые влияют на стоимость владения вагонами. Ранее при повышенной ставке можно было увеличить срок лизинга, тем самым снизить ежемесячный платеж. Сейчас сроки договоров лизинга составляют 10-15 лет и дальнейшее увеличение срока не оказывает существенного эффекта на снижение платежа. Длительный срок окупаемости инвестиций в подвижной состав также является значительным барьером.
– 13 сентября ключевая ставка увеличилась до 19%. Как это отразится на рынке подвижного состава?
– Ключевая ставка напрямую влияет на стоимость заимствований для предприятий железнодорожного сектора: стоимость лизинга увеличивается, что, в свою очередь, снижает финансовую доступность подвижного состава. В результате многие компании вынуждены пересматривать свои инвестиционные программы, откладывать приобретение новых вагонов. Так, по итогам полугодия 2024 года объем сделок по лизингу подвижного состава уже сократился на четверть по сравнению с прошлым годом. В июле и сентябре ключевая ставка еще повысилась, что напрямую скажется на снижении количества лизинговых сделок с вагонами во втором полугодии. При этом важно понимать, что это естественная реакция рынка на принятые меры для снижения инфляции. Рынок подвижного состава отличается своей цикличностью, за снижением последует восстановление.
– Что происходит со ставками на вагоны?
– С января по август 2024 года ставки аренды стабилизировались, существенных колебаний не наблюдалось. В то же время доходность операторов снизилась, поскольку вырос оборот вагона и часть парка простаивает. До конца года ожидаем незначительного роста арендных ставок – порядка 5%, что будет вызвано сохраняющимся спросом на перевозки и потребностью в окупаемости затрат на приобретенный подвижной состав.
– Ваша оценка по развитию рынка подвижного состава на ближайшие годы?
– Перспективы развития рынка подвижного состава в ближайшие годы достаточно позитивны. Ожидается, что объемы грузоперевозок будут продолжать расти, что создаст дополнительный спрос на вагоны повышенной грузоподъемности и новые типы вагонов. Продолжение тренда контейнеризации грузов будет способствовать спросу на платформы для перевозки контейнеров и строительству дополнительных транспортно-логистических центров. Также продолжится процесс обновления текущего парка подвижного состава с учетом прогнозируемого выбытия вагонов по сроку службы. Важно отметить, что, если ключевая ставка стабилизируется на более низком уровне, это создаст дополнительные стимулы для инвестиций в подвижной состав и развитие железнодорожного транспорта в целом.
– Какие инновации и технологические разработки вы видите наиболее перспективными для железнодорожного сектора?
– В ближайшие годы ожидаем активного внедрения ряда инноваций и технологических разработок в железнодорожном секторе. Одной из самых перспективных является продолжение развития производства вагонов с повышенной грузоподъемностью и энергоэффективностью. Важную роль будут играть системы мониторинга и управления подвижным составом на основе искусственного интеллекта и больших данных, которые позволят оптимизировать маршруты и снизить издержки. Внедрение новых материалов и технологий производства вагонов также будет способствовать снижению себестоимости и повышению надежности подвижного состава. Наконец, развитие инфраструктуры для перевозки контейнеров и мультимодальных перевозок откроет новые возможности для роста и повышения эффективности железнодорожных перевозок в России.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 25.09.2024 |