28-10-25 / 2025
Новости отрасли
Перевозочный щит

С ростом товарооборота между Россией и Китаем и переориентацией логистических потоков на восток вопросы страхования вышли на первый план. Чем больше рейсов, тем выше вероятность инцидентов. Транспортные компании и грузовладельцы стали активнее искать способы защитить себя и груз.

Однако ключевая особенность перевозок в Китай – это работа на стыке двух разных правовых систем.

Кого выбрать?

Почему страхование перевозок Россия – Китай так волнует всех в 2025 году? По словам основателя российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александра Стрельникова, этому есть три причины: во-первых, в июне 2023 года Россия вышла из системы "Зеленая карта" (международная система страхования гражданской ответственности автовладельцев. – Прим. ред.), и теперь китайские грузовики должны покупать российское ОСАГО на границе. Между тем для них пока нет аналога вроде "Голубой карты" (документ, подтверждающий право на временное проживание и работу в странах ЕС для высококвалифицированных специалистов из стран, не входящих в ЕС. – Прим. ред.), что усложняет жизнь перевозчикам и повышает их риски.

Вторая причина – санкции и отказ западных перестраховщиков: европейские и лондонские компании больше не страхуют риски перевозок по России, и бизнес все чаще обращается к китайским страховщикам, вроде PICC или China Pamp;I Club. Третья причина – выборочные отказы Sinosure (страхует экспортные поставки от рисков неплатежей в рамках внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества). С конца 2024 года китайская госкомпания Sinosure стала отказывать российским импортерам, что заставляет отечественный бизнес искать альтернативы.

"Компания из Новосибирска в начале 2025 года застраховала партию электроники через PICC Cargo, несмотря на отказ Sinosure. Они наняли брокера в Суйфэньхэ, оформили полис за 0,15% стоимости груза и получили выплату за поврежденный контейнер за 20 дней. Мораль: правильный выбор страховщика спасает бизнес, – подчеркивает А. Стрельников. – Новшества 2025 года: внедрение блокчейна для прозрачного учета страховых случаев (по данным Market Research Future); рост спроса на страхование мультимодальных перевозок (например, по маршруту Китай – Казахстан – Россия); планы по запуску Blue Card для упрощения страхования перевозок между Россией и Китаем к середине 2026 года". В данный момент какого-то единого двустороннего соглашения по страхованию грузов у России и Китая нет. Все перевозки регулируются национальными законами и международными стандартами, такими как "Инкотермс" (FOB, CIF) или Конвенция CMR (для автоперевозок), но в последнюю Китай не входит.

Это подтверждает и юрист, руководитель юридической группы "Бударагин А. А. и партнеры" Александр Бударагин. "Международные перевозки, в том числе с участием китайских партнеров, регулируются комплексом международных соглашений, конвенций и национальным законодательством каждой из стран. Прямого взаимного соглашения, которое унифицировало бы именно страхование перевозок между Россией и Китаем, нет. Каждая страна страхует свои компании в соответствии со своими законами и правилами", – говорит А. Бударагин.

При автоперевозках Россия использует CMR. Китай применяет двусторонние договоры. Страхование груза добровольное, ответственность зависит от контракта. Каждая страна требует свою обязательную страховку для автотранспорта ОСАГО/CTPLI.

Железнодорожные перевозки регулируются Соглашением о международном грузовом сообщении, где участвуют обе страны. В этом случае страхование груза добровольное, лимиты ответственности перевозчика фиксированы.

Морские перевозки покрываются клубами взаимного страхования Pamp;I (в Китае – China Pamp;I Club, в России – "Ингосстрах").

"Российский перевозчик может страховаться в китайской страховой компании, это разрешено с 2012 года (CTPLI открыт для иностранцев).

Полисы, такие как CTPLI или Commercial TPL от PICC или Ping An, оформляются через брокеров в Суйфэньхэ. Стоимость годового CTPLI для грузовика до 8 тонн – Ґ950-1100 (примерно 12 000-14 000 руб.), с выплатами в случае наступления страхового случая до Ґ180 000 по жизни/здоровью и Ґ2000 по имуществу. Китайский перевозчик тоже может страховаться в российской страховой компании: китайские грузовики обязаны покупать "пограничное ОСАГО" на 15-30 дней (2000-5000 руб.) при въезде через МАПП Забайкальск. Лимиты ОСАГО составляют 500 000 руб. по здоровью, 400 000 руб. по имуществу", – объясняет А. Стрельников.

А. Бударагин предупреждает: несмотря на то, что китайский перевозчик может застраховаться в российской страховой компании на долгий срок, на практике это довольно затруднительно из-за регуляторных требований и отсутствия у отечественных страховых компаний большого опыта работы с китайскими перевозчиками и специфики их работы.

То же касается и страхования российских перевозчиков в китайских страховых компаниях. Директор Центра страхования транспортных рисков ООО "СК "Капиталполис" Павел Евстратов назвал такую возможность редкой практикой. "Может ли российский перевозчик застраховаться в Китае?

Теоретически да, но на практике это почти не встречается. Процесс будет сложным из-за языкового барьера, незнакомого законодательства и трудностей с верификацией страховой компании. Гораздо важнее другой вопрос: можно ли положиться на страховку китайского партнера? Делать это рискованно. В случае проблем придется вести диалог с китайской страховой компанией по законам КНР. Это долго, дорого и непредсказуемо. Также при страховании за границей перевозчик не сможет отнести расходы на себестоимость, что влечет за собой и налоговые риски в России", – говорит П. Евстратов.

"Кроме того, всегда встает вопрос платежей: как заплатить и в какой валюте. В связи с тем, что есть определенные ограничения, этот вопрос все еще актуален. Хотя множество российских юридических лиц, которые занимаются внешней торговлей, уже научились платить в юанях", – отмечает основатель и президент страховой компании "ПАРИ" Александр Кудряков. Поэтому самый надежный и правильный путь для российской компании – иметь собственный полис страхования ответственности или страхования груза, купленный в отечественной компании. Тем более что полисы большинства серьезных игроков распространяются на международные перевозки без каких-либо ограничений.

На практике, если, например, груз утерян на территории Китая, применяется следующая схема: российская страховая компания выплачивает возмещение своему клиенту – российскому грузовладельцу, в отдельных случаях и при определенных условиях – транспортной компании. А уже после этого в порядке суброгации она начинает долгий и сложный процесс взыскания этих денег, если виновная сторона находится в Китае. Для грузовладельца главное, что он оперативно получает свои деньги от знакомого ему страховщика, для транспортной компании – что вопрос решится относительно быстро и просто. Все дальнейшие юридические тонкости берет на себя страховая компания. Самое важное – собрать полный комплект документов, который запросит страховщик. В случае с железнодорожными перевозками, как правило, по территории Китая перевозку осуществляют китайские национальные железнодорожные перевозчики, а по территории России – ОАО "РЖД" и операторы.

Урегулирование осуществляется так же, как и при любых международных или внутрироссийских перевозках: собирается пакет документов, включая документы от национальных компетентных органов, при необходимости организовывается сюрвейерский осмотр, на основании чего страховщик определяет, подпадает то или иное событие под условия договора страхования.

"Мы можем поделиться реальным кейсом по одному страховому случаю: страхователь в России заключил договор страхования грузов с нашей компанией. Клиенту застраховали крупную поставку из Китая, которая перевозилась железнодорожным транспортом. На территории Китая наступил страховой случай – несколько вагонов сошли с рельсов и перевернулись. Груз был частично утрачен. Как действовала страховая компания? Так же, как и с другими странами: мы нашли сюрвейеров на территории Китая и вели работу по оценке ущерба с его помощью. Выплата по кейсу произошла достаточно быстро", – добавляет А. Кудряков.

Что, как и зачем страховать?

Страхуют, как правило, дорогостоящие грузы, товары, подверженные риску повреждения или утраты, например, электронику, оборудование, автозапчасти, скоропортящиеся продукты, хрупкие изделия, крупные партии товаров народного потребления.

Говоря о рисках, преимущественно страхуют на предмет утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза. А также от рисков дорожнотранспортных происшествий, пожара, взрыва, стихийных бедствий (наводнение, землетрясение и т. п.), противоправных действий третьих лиц (кража, грабеж), ненадлежащей упаковки или погрузки/выгрузки, повреждений в результате действий или бездействия перевозчика. "Страхование грузов в Китае считается крайне необходимым из-за длительных и сложных логистических маршрутов (морские, железнодорожные, авиа-, мультимодальные перевозки), высокого риска повреждения при перевалке в портах и на складах, рисков краж, хищений, мошенничества, климатических рисков (тайфуны, наводнения), таможенных задержек, строгих требований банков при аккредитивном финансировании, – комментирует руководитель управления страхования грузов страхового консультанта АСТ Михаил Костяной. – Требуется точное декларирование стоимости груза, его характеристик (хрупкость, опасность), вида упаковки и маршрута следования. Недостоверная информация – основание для отказа в выплате. Выбранные условия поставки (EXW, FOB, CFR, CIF, CIP, DAP, DDP и другие) критически важны, так как определяют момент перехода рисков с продавца на покупателя, а также того, кто (продавец или покупатель) обязан застраховать груз и на чье имя выписывается полис".

Страхование грузов может быть оформлено как его отправителем, так и получателем, в зависимости от условий договора поставки. Обычно при использовании условий FOB страхуется доставка до порта, при CFR – до выгрузки в порту назначения, а при CIF – до места назначения, включая портовые сборы.

Чьи условия выгоднее?

Тарифы на страхование грузов российских страховых компаний (например, "Ингосстрах", "Согаз") – 0,02-0,2% для автоперевозок, 0,06-0,17% для ж/д, 0,06-0,2% для морских перевозок. Их удобство заключается в онлайн-оформлении и упрощенном урегулировании в течение 10-15 дней. Тарифы китайских страховых компаний (PICC, Ping An) ниже: 0,05-0,15% для морских перевозок, но урегулирование сложнее из-за бюрократии и языкового барьера и может занимать до 30-60 дней. Лимиты страхования выше, особенно для морских грузов. "Для российских перевозчиков выгоднее страховаться в России из-за скорости и прозрачности. Китайские страховые компании хороши для крупных морских перевозок или если партнер требует местный полис", – добавляет А. Стрельников.

А если уверен в себе?

Необходимость страхования российского перевозчика в Китае зависит от условий контракта с китайским партнером, требований законодательства КНР, а также от оценки рисков самой компанией. Если контракт предусматривает страхование груза или ответственности перевозчика, то это становится обязательным пунктом выполнения договора. Российскому перевозчику для страхования в китайской компании потребуется изучить требования конкретного страховщика, предоставить необходимые документы (регистрационные, сведения о перевозимом грузе, маршруте, типе транспорта и т. д.) и заключить договор страхования в соответствии с местным законо дательством. "Договоры со страховыми компаниями Китая будут регулироваться китайским законодательством. Они могут включать специфические требования к оформлению документов, языку договора, а также особенности в толковании условий. Важно убедиться, что все условия понятны и соответствуют вашим ожиданиям, – объясняет А. Бударагин. – При наступлении страхового случая процедура урегулирования убытков будет осуществляться по правилам китайской страховой компании и законодательства КНР. Это может включать предоставление документов, проведение экспертиз, оценку ущерба в соответствии с местными стандартами. Важно заранее уточнить порядок действий при наступлении страхового случая, сроки рассмотрения претензий и выплаты возмещения".

То же и для китайского перевозчика в России: необходимость страхования груза определяется условиями контракта с российским партнером и требованиями законодательства РФ. Для осуществления перевозок по территории РФ, особенно если это связано с коммерческой деятельностью, наличие соответствующих страховых полисов может быть обязательным или крайне желательным. Китайскому перевозчику для страхования в российской компании также потребуется пройти процедуру подачи документов, но уже в соответствии с нормами РФ и требованиями отечественных страховых компаний.

Тем временем сам факт передвижения по территории России обязывает всех автовладельцев иметь полис ОСАГО, его отсутствие или просрочка влечет наложение штрафа.

"Если китайские перевозчики избегают страхования при поездках по России, это может быть связано с различными факторами: оценкой рисков, стоимостью страхования, отсутствием понимания необходимости или просто игнорирование требований. Для китайского перевозчика это чревато прямыми финансовыми убытками в случае наступления страхового случая, а также возможными претензиями со стороны российских партнеров, если договором предусмотрено страхование. Для российских партнеров это означает повышенный риск не получить возмещение ущерба, если перевозчик не сможет самостоятельно компенсировать убытки", – добавляет А. Бударагин. точка зрения Евгений Изотов, заместитель генерального директора по андеррайтингу АО СК "Двадцать первый век" – В целом объем страхования грузоперевозок динамически зависит от интенсивности экономического взаимодействия контрагентов КНР и РФ. В денежном выражении на объем рынка значительное влияние также оказывает курсовая динамика валют РФ и КНР.

В страховании грузоперевозок из Китая присутствуют моменты, связанные с изложением товарно-сопроводительных документов на китайским языке. Этот процесс может замедлять взаимодействие сторон. Также страховые компании из РФ сталкиваются с ограниченным объемом информации о непосредственных исполнителях перевозки из КНР, что затрудняет оценку рисков. Перевозчики грузов из КНР в некоторых случаях сталкиваются с затруднениями при транзитных перевозках грузов по территории РФ, поскольку страховые компании, зарегистрированные в России, в определенной степени ограничены в своих возможностях по перестрахованию таких перевозок. точка зрения Олег Слугин, руководитель департамента автоперевозок ATC Global Logistics – В последние годы все больше российских клиентов отдают предпочтение страхованию грузов через китайские страховые компании, и причины такой тенденции вполне прагматичны. Во-первых, это удобно и быстро: страхование часто оформляется напрямую через китайскую фабрику или транспортного агента, который сопровождает сделку. Во-вторых, стоимость страховых премий в Китае зачастую ниже, чем у российских страховщиков за счет большего объема рынка, конкуренции и внутренней политики тарифов.

В-третьих, гибкость китайских страховых компаний в определенных условиях: например, они охотно страхуют мультимодальные схемы с перегрузками между разными видами транспорта, включая нестандартные маршруты и консолидацию грузов. Однако есть и существенные риски и ограничения. Для работы с китайской страховой компанией российскому бизнесу почти всегда требуется посредник. Чаще всего это экспедитор, фабрика или агент в КНР. Здесь многое зависит от порядочности посредника: честный партнер не будет зарабатывать на перепродаже страховки, а просто "перевыставит" цену клиенту без наценки. Но при недобросовестном подходе стоимость страховки может быть существенно завышена. К тому же в случае страхового случая могут возникнуть сложности. Придется вести переговоры с китайской стороной, привлекать переводчиков, взаимодействовать с бюрократией, включая возможные нотариальные переводы, апостили и прочее оформление. Это затягивает сроки и повышает издержки. Таким образом, выбор китайской страховой – это вопрос баланса между выгодой и готовностью клиента нести дополнительные операционные риски.

Международные перевозки, в том числе с участием китайских партнеров, регулируются комплексом международных соглашений, конвенций и национальным законодательством каждой из стран. Прямого взаимного соглашения, которое унифицировало бы именно страхование перевозок между Россией и Китаем, нет

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер28.10.2025