В августе текущего года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась до 16,3 млн т, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Доля внутренних перевозок нефтегрузов на РЖД составила около 60% от всего объема транспортировок, а экспорта – 36%, остальные 4% – доля транзита, подсчитали участники рынка. Транзит оказался на минимуме за последние месяцы.
Статистика указала на неустойчивость рынка: спад коснулся как внутренних, так и экспортных маршрутов.
Перевозки светлых нефтепродуктов
По статистике информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", по всем светлым нефтепродуктам внутренние перевозки ушли в минус: дизтопливо (-15%), бензин (-7%), керосина (-2%), масла и смазки минеральные (-19%), прочие светлые нефтепродукты (-5%).
Что касается бензина и дизеля, по данным Петербургской биржи, в августе 2025 года после сезонного всплеска спроса был отмечен спад продаж на 4,3% – на фоне рекордного роста котировок и принятых мер правительства по стабилизации рынок. Большинство отправок топлива, которые ушли напрямую от оптовиков к своим сетям, были выполнены автотранспортом. Отсюда и разница в глубине спада на бирже, которая тесно связана с РЖД, и динамики спада перевозок дизтоплива и бензина по железным дорогам.
В августе 2025 года АИ-92 подорожал на 1,6% к июлю текущего года, а в июле – еще на 1,5% к июню. В связи с этим был продлен запрет экспорта бензина и произошла корректировка демпферного механизма. Это негативно отразилось на вывозе бензина за рубеж на РЖД (-10%).
Потребление керосина в РФ в июле текущего года выросло благодаря развитию внутреннего туризма и увеличения авиарейсов. Однако в августе на фоне очередных атак БПЛА и задержек рейсов керосина внутри РФ потребовалось меньше. Отсюда – спад в его внутренних перевозках. Зато на экспорт отправки керосина выросли в 2,6 раза.
На экспорт больше вывезли также масел и смазок (+22%). А по таким позициям как дизтопливо и прочие светлые нефтепродукты (в основном нафта) – объемы экспорта снизились
Перевозки темных нефтепродуктов
На внутренних направлениях прирост обеспечили только нефть (+23% к августу 2024 года) и небольшая группа прочих темных нефтепродуктов (+18%). Нефть подросла из-за необходимости НПЗ срочно добавить выпуск отдельных видом нефтепродуктов.
Перевозки битума внутри РФ ушли вниз (-3%). Июльское ускорение в строительстве и ремонте автодорог в августе иссякло. Потребление снизилось, но не в такой степени, в какой ушла вниз динамика на РЖД. Причина – переключение битума на автотранспорт.
При этом на РЖД сократился и экспорт битума (-10%). Очевидно, сказался избыток доставок, которые были выполнены месяцем ранее.
Экспорт остальных видов темных нефтепродуктов потянул перевозки на РЖД вниз: снизился вывоз за рубеж нефти, прочих темных нефтепродуктов и мазута. Последняя номенклатура оказалась в минусе из-за спада спроса на бункерное топливо, а также сложностей на РЖД с доставкой нефтепродуктов в направлении морских терминалов.
Прогноз стабильный, но неутешительный
В июле мы предсказывали возможный уход погрузки вниз на фоне обеспокоенности правительства РФ ростом цен на топливо на внутреннем рынке. Причем, в августе данный тренд усилился, поскольку принятые меры не привели к увеличению продаж бензина и дизтоплива на бирже, что негативно сказалось динамике погрузки на РЖД
Нефтяникам придется в сентябре наверстывать упущенное. Это вселяет некоторый оптимизм. Однако улучшения можно ожидать в основном за счет внутренних отправок. Если этого не произойдет, экспорт потянет вниз. И динамика погрузки в сентябре по сравнению с августом не улучшится. Вниз потянет мазут – в том числе из-за глубины снижения спроса на бункеровочное топливо в морских портах на востоке и северо-западе. Теплая осень сбивает спрос на мазут и внутри РФ.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 08.09.2025 |