08-09-25 / 2025
Новости отрасли
Перевозки нефти в августе

В августе текущего года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась до 16,3 млн т, что на 6% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Доля внутренних перевозок нефтегрузов на РЖД составила около 60% от всего объема транспортировок, а экспорта – 36%, остальные 4% – доля транзита, подсчитали участники рынка. Транзит оказался на минимуме за последние месяцы.

Статистика указала на неустойчивость рынка: спад коснулся как внутренних, так и экспортных маршрутов.

Перевозки светлых нефтепродуктов

По статистике информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", по всем светлым нефтепродуктам внутренние перевозки ушли в минус: дизтопливо (-15%), бензин (-7%), керосина (-2%), масла и смазки минеральные (-19%), прочие светлые нефтепродукты (-5%).

Что касается бензина и дизеля, по данным Петербургской биржи, в августе 2025 года после сезонного всплеска спроса был отмечен спад продаж на 4,3% – на фоне рекордного роста котировок и принятых мер правительства по стабилизации рынок. Большинство отправок топлива, которые ушли напрямую от оптовиков к своим сетям, были выполнены автотранспортом. Отсюда и разница в глубине спада на бирже, которая тесно связана с РЖД, и динамики спада перевозок дизтоплива и бензина по железным дорогам.

В августе 2025 года АИ-92 подорожал на 1,6% к июлю текущего года, а в июле – еще на 1,5% к июню. В связи с этим был продлен запрет экспорта бензина и произошла корректировка демпферного механизма. Это негативно отразилось на вывозе бензина за рубеж на РЖД (-10%).

Потребление керосина в РФ в июле текущего года выросло благодаря развитию внутреннего туризма и увеличения авиарейсов. Однако в августе на фоне очередных атак БПЛА и задержек рейсов керосина внутри РФ потребовалось меньше. Отсюда – спад в его внутренних перевозках. Зато на экспорт отправки керосина выросли в 2,6 раза.

На экспорт больше вывезли также масел и смазок (+22%). А по таким позициям как дизтопливо и прочие светлые нефтепродукты (в основном нафта) – объемы экспорта снизились

Перевозки темных нефтепродуктов

На внутренних направлениях прирост обеспечили только нефть (+23% к августу 2024 года) и небольшая группа прочих темных нефтепродуктов (+18%). Нефть подросла из-за необходимости НПЗ срочно добавить выпуск отдельных видом нефтепродуктов.

Перевозки битума внутри РФ ушли вниз (-3%). Июльское ускорение в строительстве и ремонте автодорог в августе иссякло. Потребление снизилось, но не в такой степени, в какой ушла вниз динамика на РЖД. Причина – переключение битума на автотранспорт.

При этом на РЖД сократился и экспорт битума (-10%). Очевидно, сказался избыток доставок, которые были выполнены месяцем ранее.

Экспорт остальных видов темных нефтепродуктов потянул перевозки на РЖД вниз: снизился вывоз за рубеж нефти, прочих темных нефтепродуктов и мазута. Последняя номенклатура оказалась в минусе из-за спада спроса на бункерное топливо, а также сложностей на РЖД с доставкой нефтепродуктов в направлении морских терминалов.

Прогноз стабильный, но неутешительный

В июле мы предсказывали возможный уход погрузки вниз на фоне обеспокоенности правительства РФ ростом цен на топливо на внутреннем рынке. Причем, в августе данный тренд усилился, поскольку принятые меры не привели к увеличению продаж бензина и дизтоплива на бирже, что негативно сказалось динамике погрузки на РЖД

Нефтяникам придется в сентябре наверстывать упущенное. Это вселяет некоторый оптимизм. Однако улучшения можно ожидать в основном за счет внутренних отправок. Если этого не произойдет, экспорт потянет вниз. И динамика погрузки в сентябре по сравнению с августом не улучшится. Вниз потянет мазут – в том числе из-за глубины снижения спроса на бункеровочное топливо в морских портах на востоке и северо-западе. Теплая осень сбивает спрос на мазут и внутри РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.09.2025