"Укрзализныця" сократит конкурсные процедуры при закупках.
В ряде случаев УЗ не будет проводить тендеры, а станет закупать по переговорной процедуре и долгосрочным контрактам, сообщил и.о. председателя правления компании Евгений Кравцов на совещании в компании.
В мероприятии приняли участие производители продукции для верхнего строения пути и представители СБУ и НАБУ (Службы безопасности Украины и Национального антикоррупционного бюро Украины). Евгений Кравцов пояснил, что УЗ намерена частично отказаться от тендеров на закупку продукции в системе электронных закупок ProZorro.
По его словам, сейчас компания не может в полном объеме строить новые пути и ремонтировать старые. Евгений Кравцов признал, что сейчас УЗ обеспечена продукцией для верхнего строения пути только на 18% от годовой потребности. В целом же тендеры затрудняют для УЗ закупки и подвижного состава, и горючего.
Руководитель УЗ объясняет такую ситуацию тем, что в тендерах участвуют не только производители, но и посредники, цены у которых иногда вдвое выше, чем у производителей. Кроме того, тендеры часто блокируются жалобами в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), которые пишут так называемые компании-прокладки.
Например, в середине сентября заблокированы три тендера на поставку в общей сложности 800 вагонов, которые проводил принадлежащий УЗ Дарницкий вагоноремонтный завод. Причиной стала жалоба в АМКУ печально известной на Украине компании "Максмед Интернешнл", о которой "Гудок" писал в июне этого года.
"Нужен механизм, по которому можно удовлетворить интересы украинских производителей и обеспечить "Укрзализныце" стабильные поставки продукции по справедливым ценам. Мы рассматриваем возможность заключения прямых договоров по переговорной процедуре, а также применения специальных процедур закупок, если это позволяет законодательство", – заявил Евгений Кравцов.
В начале сентября УЗ пришлось по переговорной процедуре закупить 60 тыс. тонн дизельного топлива, а на недавней пресс-конференции глава "Укрзализныци" подчеркнул, что такая закупка отображена в системе ProZorro и соответствовала ее требованиям. В то же время железнодорожники отметили на совещании, что ожидают от Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) разработку порядка заключения рамочных договоров, которые послужат для прямого сотрудничества с производителями.
"Правоохранители поддержали инициативы "Укрзализныци" по прямому сотрудничеству с производителями продукции", – сообщила пресс-служба УЗ о прошедшем совещании.
"Гудок" поинтересовался у экспертов, соответствуют ли переговорная процедура и закупки по долгосрочным контрактам законодательству Украины или они требуют каких-то поправок в законодательство.
"Такие закупки разрешены законодательством, – констатировал бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. – И если учитывать тот опыт, который был у "Укрзализныци", когда тендеры блокировались на очень длительный период, то логика в предложении Евгения Кравцова есть".
"Есть оговорка в законе "О публичных закупках" о том, что такой способ закупки возможен в том случае, если она направлена на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, – сказал о переговорной процедуре заместитель директора научно-технического центра "Психея" (Киев, Украина) Геннадий Рябцев. – И это должно быть подтверждено или Советом национальной безопасности и обороны (СНБО), или решением кабмина".
Говоря об упомянутой закупке 60 тыс. тонн дизельного топлива, наш собеседник напомнил, что тогда официально объявили об угрозе национальной безопасности, которую представлял дефицит топлива в "Укрзализныце", но "никакого решения кабинета министров или СНБО не было". По мнению Геннадия Рябцева, для закупок по переговорной процедуре поправки в законодательство необязательны, потому что достаточно решения правительства в каждом таком случае.
"Ну а долгосрочные поставки – пожалуйста, против долгосрочных контрактов или против прямых поставок никто не возражает", – отметил эксперт, добавив, что государственное предприятие при этом должно согласовывать подписание документов с органом, который осуществляет контроль над его работой.
"Вся эта передача, пока никто не знает, как она будет происходить, – сказал Геннадий Рябцев о передаче "Укрзализныци" из подчинения правительства в лице МЭРТ в подчинение Министерства инфраструктуры Украины. – Пока я не готов об этом говорить".
Тем не менее, по словам эксперта, на Украине сейчас есть такая практика, когда, например, государственные агрохолдинги подписывают соглашения на поставку дизельного топлива непосредственно с поставщиком.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок 1520 | 24.09.2017 |