Важной задачей для развития страны и объединения БРИКС является раскатка МТК Север – Юг. В августе ОАО "РЖД" предложило субсидировать перевозки по этому коридору для стимулирования несырьевого экспорта. Позднее в Санкт-Петербурге в рамках салона "PRO//Движение.ЭКСПО" глава холдинга Олег Белозеров и глава "Иранских железных дорог" Джаббарали Закери подписали меморандум об электронном обмене данными в перевозках. Тем не менее часть проблем остается нерешенной. О том, как справиться с существующими вызовами, – сегодняшний разговор.
Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
– Президент США Дональд Трамп объявил тарифную войну странам, входящим в БРИКС. Так, 30 июля он повысил пошлины на товары из Бразилии до 50%. С 1 августа действуют дополнительные пошлины в размере 30% на товары из ЮАР, а 27-го вступила в силу 25-процентная пошлина на товары из Индии, и теперь они облагаются пошлиной в 50%. В сентябре президент США пригрозил Китаю поднять пошлины до 50-100%, а в отношении России ввести очередные санкции. Но КНР и РФ он поставил в "лист ожидания", не рискуя кардинально портить отношения с великими державами. Как, по вашему мнению, тарифная политика президента США отразится на уже выстроенных логистических цепочках?
– Санкции – инструмент давления на экономику. Но при наличии желания двух хозяйствующих субъектов иметь между собой экономические отношения никакие санкции не помешают. Две компании всегда найдут пути решения своих проблем и способы, как обеспечить сотрудничество. В то же время санкции влияют на экономику взаимоотношений. Логистика позволяет обеспечить взаимодействие, но ее стоимость зависит от сложности выстраиваемых цепочек. При этом груз не готов идти туда, куда ему не интересно. Это хорошо видно на примере МТК Север – Юг.
– Согласно данным ОАО "РЖД" и Дирекции МТК, в 2024 году объем перевозок по коридору Север – Юг составил 26,9 млн тонн, прогноз на текущий год – 28,1 млн тонн. По коридору в основном перевозятся российские уголь, черные и цветные металлы, древесина, зерно. В условиях ужесточения тарифной политики Белого дома можно ли уже сейчас сказать, что грузы утратили интерес к МТК Север – Юг?
– Казалось бы, сегодня созданы все условия для раскрутки МТК и повышения его привлекательности. Однако этого не происходит. Объемы растут, но далеко не теми темпами, на которые рассчитывали власти и транспортники. Неготовность инфраструктуры к резким сменам направлений грузопотоков, консервативность грузовладельцев не всегда позволяют оперативно реализовывать логистические решения, отвечающие современным вызовам. Восточный полигон, западный маршрут МТК Север – Юг – яркие примеры такого отставания.
– В августе ОАО "РЖД" предложило расширить действие транспортной субсидии на все несырьевые промышленные грузы и установить повышенный уровень поддержки для коридора Север – Юг. В частности, компенсация может составить 90% затрат для машиностроительной продукции, 60% для лесопромышленного комплекса и 30% – для остальных несырьевых грузов. Например, для контейнерных перевозок по направлению Москва – Нава Шева (Индия) субсидия может достичь $300, что позволит нивелировать разницу между железнодорожными и морскими тарифами. Как вы оцениваете эти инициативы? Они будут способствовать развитию коридора?
– Потенциал МТК Север – Юг очевиден. При этом остаются два главных фактора, которые сдерживают развитие: инфраструктуры, включая уровень цифровизации, и стоимость. Западному маршруту коридора требуется развитие на участке Решт – Астара, транскаспийскому маршруту – обновление и увеличение флота, восточному маршруту МТК – единая ценовая политика и повышение качества прослеживаемости перевозки.
Отдельно по Ирану требуются решения по уровню сервиса и цифровизации процессов. В условиях роста напряженности в отношениях между Азербайджаном и Россией преимущества восточной ветки очевидны. Однако для раскатки маршрута необходимо повышение уровня взаимодействия железнодорожных администраций, межправительственного и коммерческих субъектов. Только в этом случае можно гарантировать развитие. Считаю, что модель ОТЛК ЕРА (грузы транспортируются через территорию России, Белоруссии и Казахстана в составе регулярных контейнерных поездов из Китая в Европу, акции распределены между акционерами в равных долях. – Ред.) для восточного маршрута вполне приемлема.
– В свете последних геополитических событий приобрели ли страны Центральной Азии "статус" транзитных логистических хабов? Какие изменения коснутся России?
– На пространстве 1520 давно начались процессы геополитического растаскивания стран между КНР, Турцией, Ираном и Европой. Формируются альтернативные транзитные коридоры в обход России. Для сохранения единства пространства и повышения его конкретных преимуществ нашей стране, ОАО "РЖД" совместно с Советом по железнодорожному транспорту СНГ, Координационным совещанием министров транспорта СНГ необходимо проведение командообразующих мероприятий. Только в единстве можно сегодня выстоять против вызовов и угроз. Без этих усилий на горизонте 2035 года Россия может потерять транзитный потенциал, как бы спорно сегодня это ни звучало.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
18.09.2025 |