18-12-25 / 2025
Новости отрасли
Парк грузовых вагонов на сети РЖД в ближайшие годы будет снижаться

На него давят ограничения со стороны монополии, списания по сроку службы, слабая грузовая база

Количество грузовых вагонов на сети РЖД в 2026-2027 гг. упадет до 1,3 млн единиц против 1,4 млн по состоянию на декабрь 2025 г. Об этом говорится в тематическом обзоре консалтинговой компании Neft Research, с которым ознакомились "Ведомости". Такой сценарий возможен при условии реализации инициатив РЖД по сокращению избыточного парка на сети, отмечается в обзоре. По словам управляющего партнера Neft Research Сергея Фролова, данный прогноз также учитывает сохранение грузовой базы на текущем уровне и списание до 100 000 вагонов из-за возможных отрицательных ставок доходности операторов вагонов и реализации мероприятий trade-in при поставке нового подвижного состава на сеть.

По оценке Neft Research, парк грузовых вагонов оставался стабильным на протяжении 2025 г., несмотря на продолжающееся падение погрузки и рекордно низкий уровень ставок аренды подвижного состава, в ряде случаев не покрывающих себестоимость перевозок. Погрузка в январе - ноябре снизилась на 5,6% год к году до 1,02 млрд т, следует из данных РЖД. В целом за год показатель составит 1,12 млрд т, прогнозирует Neft Research. Это на те же 5,6% меньше, чем в 2024 г.

Ставки аренды в рамках долгосрочных контрактов на самый массовый тип грузового подвижного состава - полувагоны (нагрузка 23,5 тс) - в августе снизились почти втрое в годовом выражении и достигли 900 руб. в сутки, писали "Ведомости". Краткосрочная аренда такого же полувагона в августе подешевела в 5 раз в годовом выражении, составив 600 руб. за вагон. Такой уровень ставок с учетом инфляции является минимальным за последние 10 лет, следует из данных Информационного центра операторов.

За 11 месяцев этого года на сеть поступило 46 500 новых вагонов, выбыло 29 000 единиц, отмечается в обзоре Neft Research. В прошлом году объем поступления составил 69 600 вагонов, выбытия - 10 200 шт. По словам представителя РЖД, с начала года парк грузовых вагонов на сети вырос на 18 900 единиц, в том числе поступило 53 400 новых вагонов (-27% к 2024 г.), списано 34 600 шт. (рост в 2 раза). В 2025 г. выпуск подвижного состава достигнет порядка 50 000 единиц, что более чем на четверть меньше, чем в 2024 г., указывается в обзоре Neft Research. А выбытие составит около 30 000 шт. - в 3 раза больше, чем годом ранее.

К концу года отставание в эффективности погрузки от уровня прошлого года несколько сократилось, считает консалтинговая компания. Тем не менее за весь 2025 год показатель будет на 8% ниже по сравнению с 2024 г. и худшим как минимум за последние 10 лет, составив 798,7 т на вагон. Это эквивалентно примерно 300 000 избыточных вагонов на сети при перевозке текущей грузовой базы с эффективностью 2019 г., отмечает Neft Research.

Совместная работа с операторами по повышению эффективности управления погрузочными ресурсами, начатая в октябре 2024 г., позволила вывести из перевозочного процесса 246 000 незадействованных вагонов, говорит представитель РЖД. За это время скорость груженых отправок выросла на 161,7 км/сутки, доставки порожних отправок - на 119,4 км/сутки, оборот вагона на путях общего пользования сократился более чем на 2,5 суток (текущих абсолютных показателей собеседник не привел).

Количество эффективно задействованных вагонов могло бы быть гораздо выше, считает представитель РЖД. В течение всего 2025 года, несмотря на заключенное с Кузбассом соглашение о гарантированном вывозе угля на Дальний Восток, массово фиксировались случаи непредъявления со стороны угольных предприятий региона груза по уже согласованным заявкам, напоминает он.

В 2026 г. потребности в подвижном составе будут зависеть от множества факторов, продолжает представитель РЖД. Это не только объемы погрузки, но и география, дальность перевозок, дальнейшее расширение взаимодействия с операторским сообществом по оптимизации управления парком, сокращению порожнего пробега, перечисляет он.

Меры РЖД по борьбе с избыточным парком и вагонный trade-in могут привести к общему списанию до 100 000 вагонов, это будет зависеть от наличия грузовой базы и работы сети, полагает управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency (RSA) Александр Поликарпов. По оценке RSA, парк может сократиться на 2,3% до 1,38 млн единиц. Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПEМ) Владимир Савчук считает невозможным сокращение парка на сети на 100 000 вагонов за грядущие два года. Базовый прогноз ИПEМа на 2026 г. предполагает выпуск 41 000-42 000 новых вагонов и общее списание вместе с ускоренным выбытием части парка на уровне 42 000-45 000 вагонов. Таким образом, общий парк к концу 2026 г. будет чуть меньше уровня декабря 2025 г., т. е. около 1,39-1,4 млн вагонов, полагает Савчук.

При этом никакие жесткие административные меры, направленные на принудительное списание технически годных к перевозке вагонов, сейчас регуляторами не обсуждаются, добавил он.

По прогнозам RSA, в 2026-2027 гг. совокупный объем поставок новых вагонов составит от 82 000 единиц по негативному сценарию до 97 000 шт. по позитивному. Списание по сроку службу в этот период составит около 57 000 вагонов.

Президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин соглашается с прогнозом Neft Research и полагает, что количество отставленных от движения грузовых вагонов за грядущие два года может составить до 350 000 единиц. Вагоностроители могут пролоббировать меры, которые приведут к дополнительному списанию парка по определенным признакам, объясняет он. Тогда потребуется дополнительная закупка вагонов, но в определенный момент это создаст дефицит парка и вызовет рост ставок, считает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости18.12.2025