23-09-25 / 2025
Новости отрасли
Отрасль ждут большие подвижки по цифровизации

С 16 по 18 сентября в Саранске прошло 81-е заседание Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ. Принимающей стороной выступила компания "РМ Рейл". Три дня работы были посвящены ключевым вопросам развития грузового железнодорожного транспорта: от конструкторской документации на новые модели вагонов и нормативов по ремонту до цифровизации и создания Цифрового паспорта вагона. О ходе заседания, наиболее острых дискуссиях и о том, почему именно цифровизация стала принципиально значимой темой, рассказал начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО "РЖД" Роман Хойхин.

– Роман Александрович, расскажите о составе участников заседания в Саранске и основных задачах?

– В работе приняли участие представители железнодорожных администраций и органов управления железнодорожного транспорта государств, входящих в Совет по железнодорожному транспорту, а также Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. На повестке было 46 вопросов, регламентирующих функционирование грузового железнодорожного транспорта, его производство, ремонт и модернизацию. Повестка включала 46 пунктов.

– Какие из тем стали ключевыми?

– В числе приоритетных вопросов - согласование конструкторской документации на изготовление 15 новых моделей грузовых вагонов; актуализация и корректировка нормативов, регламентирующих техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов вагонов; ключевые этапы цифровизации в вагоностроении и вагоноремонте; создание Цифрового паспорта вагона и его ключевых узлов; оптимальное количество подвижного состава на сети и его состояние.

– Как прошла работа комиссии, удалось ли достичь консенсуса по большинству позиций?

– Заседание прошло в конструктивном ключе. Качественная предшествующая проработка вопросов экспертной и рабочей группами Комиссии вагонного хозяйства, а также самими железнодорожными администрациями, позволила минимизировать количество разногласий. Принят ряд важных решений, которые станут основой для нашей дальнейшей работы по повышению качества продукции вагоностроения и повышению надежности подвижного состава, в том числе и прошедшего любые виды ремонта.

– Очень актуальная тема – цифровизация на сети железных дорог. У ряда вагоностроительных компаний уже есть наработки в этом направлении. Как вы оцениваете дальнейшую реализацию этой темы?

– Вагоностроение и вагоноремонт – достаточно консервативные отрасли, и много лет применение исключительно бумажных носителей было стандартом. Мы все понимаем, что живем в век цифровизации и изменение этих догм стало необходимостью. Проделана большая подготовительная работа, было много дискуссий, в том числе и на этом заседании Комиссии вагонного хозяйства, и большим достижением я считаю наше единогласное решение о переходе на цифровой формат. Подчеркну, что это не вопрос далекой перспективы: в течение 2026 года на территории Российской Федерации использование бумажных носителей для фиксации и хранения информации по движению комплектующих и запчастей для производства и ремонта вагонов будет минимизировано. Уже подготовлено распоряжение.

– Были ли вопросы, по которым не удалось найти компромисс?

– Да, их два. Первый касается сокращения срока эксплуатации между ремонтами вагонов, которые находятся на единичном критерии – то есть только на сроке, без пробега. Это нужно для того, чтобы вагон не эксплуатировался сверх установленного предела. К примеру, производитель указывает 160 тыс. км межремонтного пробега, но мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда эта цифра достигает 260-360 тыс. км. Это создает серьезные риски по безопасности железнодорожного движения. Несмотря на то, что общего решения пока не найдено, на территории Российской Федерации такая практика будет прекращена. С 1 октября мы начинаем контролировать пробег даже с единичным критерием. В этом нас поддержали надзорные органы.

Второй спорный вопрос касался колесных пар с осями, выпущенными до 1979 года. Если раньше нагрузка на ось составляла 21,5 тс, то сейчас – 23,5 тс. Соответственно, есть мнение, что их применение может быть небезопасным. Мнения разделились, поэтому участники Комиссии решили отложить окончательное решение и вернуться к вопросу после доработки документов на следующем заседании Комиссии вагонного хозяйства. Тем не менее, я уведомил присутствующих, что на территории России это требование будет действовать уже в ближайшее время, и при плановых видах ремонта колесные пары с осями, выпущенными до 1979 года, запрещены к использованию.

– Каких изменений ждать в сфере вагоноремонта в ближайшем будущем по итогам этого заседания комиссии вагонного хозяйства?

– Принято решение по техническому обслуживанию новых устройств и приборов, которые в составе вагона прибывают на ремонт. Зачастую обозначенные сроки их эксплуатации не соответствуют графикам осмотра подвижного состава. Теперь эти устройства будут маркироваться специальными бирками, что значительно облегчит работу вагоноремонтным предприятиям.

– Завершая работу, вы посетили предприятия компании "РМ Рейл". Какое впечатление они оставили?

– Довелось бывать на производствах многих вагоностроительных компаний, в том числе иностранных, но на "РМ Рейл" – впервые. Скажу откровенно, впечатлен. Передовые технологии, роботизация – вы достигли большого прогресса. Что же касается социальной политики компании, особенно в части развития компетенций, подбора и мотивации персонала, социальных гарантий – очень многие практики достойны тиражирования в масштабах не только отрасли, но и страны. Признаюсь, много чего взял на вооружение лично для себя.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.09.2025