20-05-25 / 2025
Новости отрасли
От запретов к стимулам: новые подходы в поддержке локомотивостроения

Законодательная политика государства, в том числе Минтранса России, должна обеспечивать сохранение ключевых компетенций и обеспечивать стабильный спрос на продукцию железнодорожного машиностроения. При этом необходимо отметить, что государство не должно ограничиваться исключительно запретительными мерами в отношении владельцев локомотивов, а создавать стимулы для обновления парка. Покупка локомотива должна быть выгодна владельцу. Необходимо искать баланс между обеспечением спроса и стабильным развитием железнодорожного транспорта. Поддержка локомотивостроения не должна осуществляться во вред развитию железнодорожного комплекса в целом. Для сохранения компетенций необходимо поддерживать объем производства маневровых локомотивов на уровне 300 единиц в год. Наращивание мощности может привести к зависимости от темпов производства. Именно в такой ситуации оказалась отрасль производства грузовых вагонов. Ключевым показателем является количество локомотивов с правом выхода на пути общего пользования. Локомотивы с непродленным назначенным сроком службы не допускаются на инфраструктуру. Для обеспечения нормальной работы необходимо 3500 маневровых локомотивов с непросроченным назначенным сроком службы с возможностью выходить на пути общего пользования. При динамике производства 110 локомотивов в год мы столкнемся с дефицитом уже в 2030 году. ОАО "РЖД" не сможет заместить эти локомотивы ввиду дефицита в компании локомотивов, имеющих конструкционную способность работать в кривых малого радиуса и уклонов.

Больше половины машин, эксплуатирующихся на путях необщего пользования, принадлежат ППЖТ. При этом среди организаций, покупающих локомотивы на коммерческом рынке, ППЖТ составляют лишь 10%, приобретая не более 5-10 машин в год. Слабая динамика покупки локомотивов со стороны ППЖТ в конечном итоге приведет к дефициту тяги. Преодолеть этот дефицит возможно только при поддержке государства.

Такие попытки уже были в 2020 году. В рамках Постановления Правительства РФ № 667 от 13 мая 2020 года предприятиям предоставлялась субсидия. Это постановление действует и сегодня, но, к сожалению, деньги не выделяются. Считаю, что надо рассмотреть вопрос выделения прямой государственной субсидии на приобретение маневрового локомотива. При этом надо избежать ошибок 2020 года, когда субсидия была использована теми предприятиями, которые и так планировали купить локомотивы, это крупные промышленные компании. По моему мнению, целесообразно немного изменить критерии предоставления субсидий, чтобы их получили те компании, которые действительно в этом нуждаются, а именно ППЖТ.

Ассоциация "Промжелдортранс" предлагает конкретные меры по стимулированию спроса на новые локомотивы:

• прямая субсидия в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ (не менее 25% от стоимости нового локомотива);

• субсидированные лизинговые ставки;

• утильсбор (сдаешь старый локомотив – получаешь значительную скидку на новый).

Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация "Промжелдортранс"

справка

Почему предприятиям невыгодно покупать новый локомотив?

• высокая стоимость (увеличение стоимости на 70% за 1,5 года);

• условия лизинга: 30% годовых, срок не ниже 10 лет;

• необходимо перевооружение ремонтных депо под ремонт новых современных локомотивов;

• качество новых локомотивов под вопросом.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

20.05.2025