Отправка товаров в контейнерах для субъектов МСП – идеальный формат перевозки. Малый и средний бизнес зачастую отправляет в адрес клиентов небольшие сборные партии грузов, и их номенклатура подходит для перевозки в контейнерах.
Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры
– Как оцените объемы перевозки грузов МСП по железной дороге?
– По данным официальной статистики, за девять месяцев ОАО "РЖД" перевезло около 830 млн тонн грузов. В качестве ориентира – доля МСП в несырьевом экспорте составляет примерно 23%, что наглядно демонстрирует значимость сектора в формировании внешнеторговых железнодорожных потоков. Основными направлениями перевозки стали Китай (контейнеры и мультимодальные цепочки), страны ЕАЭС – транзит и доставка в Казахстан и Белоруссию, а также Турция и страны Юго-Восточной Азии (мультимодальные отправки).
Номенклатура включает в себя неэнергетические промышленные товары. В частности, продовольствие, продукцию АПК, компоненты и детали для различного вида производства, товары малого машиностроения и потребительские товары – все то, что перевозится в контейнерах.
– Какие тренды наблюдаете в перевозках грузов МСП?
– В этом году доля отправок продукции МСП в несырьевом экспорте растет, что стимулирует потребность в устойчивых логистических решениях. Можно ожидать, что будут меняться маршруты под новые геополитические и торговые реалии. На изменение логистических цепочек влияет укрепление роли Казахстана и Белоруссии как транзитных хабов, рост отправок в страны Азии и поиск альтернатив морским маршрутам. Катализатором развития для МСП является цифровизация логистики. Появляется все больше цифровых платформ и сервисов, облегчающих бронирование, отслеживание и консолидацию грузов.
– На какую поддержку от государства сегодня может рассчитывать малый и средний бизнес?
– Государственная поддержка субъектам МСП реализуется через комплекс мер, направленных на снижение финансовой и логистической нагрузки. Так, экспортерам возвращается часть затрат на доставку продукции. Этот адресный инструмент помогает предприятиям компенсировать не более 1/3 от стоимости отгруженной продукции.
Параллельно в отдельных случаях субсидируются железнодорожные перевозки, в первую очередь продукция АПК. Минтранс России, холдинг "РЖД" и профильные ведомства ежегодно выделяют значительные средства на эти цели. В 2025 году отечественным аграриям отправились значимые объемы субсидий, что позволило снизить тарифную нагрузку на производителей и частично на мелких отправителей.
Также государство уделяет внимание развитию инфраструктуры для обработки контейнеров и мерам по стимулированию контейнеризации, что выгодно для МСП, работающих с мелкими и средними партиями.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок |
14.10.2025 |