Исследовательское агентство InfraNews публикует первый "Индекс уверенности железнодорожного рынка", отражающий эмоциональные настроения в отрасли и ожидания участников рынка. Данные июльского исследования, подготовленного на основе опроса грузоотправителей и операторов подвижного состава, свидетельствуют о преобладании пессимистичных настроений на рынке, но не о полной депрессии.
На фоне снижения погрузки и беспрецедентных усилий РЖД по оптимизации системы управления грузовым движением, на российском рынке железнодорожной логистики возникло множество споров и даже конфликтов в отношении условий работы и технологичности перевозок по железнодорожной сети. В то же время и представители РЖД, и пользователи железнодорожной инфраструктуры не раз заявляли о желании найти компромисс и выстроить доверительный диалог между всему участниками перевозочного процесса. В этой связи исследовательское агентство InfraNews разработало и подготовило первый "Индекс уверенности железнодорожного рынка", который отражает эмоциональный настрой в отрасли и уровень оптимизма среди участников рынка на ближайшее будущее.
По результатам опроса, проведенного InfraNews в начале июля 2025 года, значение композитного "Индекса уверенности железнодорожного рынка" составило минус 14,81 пункта. Принимая во внимание тот факт, что значения индекса, согласно методике расчета, могут находиться в диапазоне от -100 до +100 пунктов, полученные данные говорят о пессимистичном настроении в отрасли, хотя и до полной "депрессии" еще далеко. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве (более 60%) опрошенных считают текущую эксплуатационную обстановку на железной дороге "плохой" или "очень плохой", у некоторых респондентов (более 20%) есть некоторая надежда на улучшение ситуации в течение ближайшего месяца.
В рамках исследования респондентам также была предоставлена возможность конфиденциально объяснить свои оценки и указать на факторы, которые на это повлияли. Главным раздражителем для участников опроса стали новые механизмы регулирования перемещения порожних вагонов, введенные РЖД в октябре прошлого года. По словам некоторых из них, последнее время вагоны после выгрузки "месяцами" простаивают на подъездных путях, что во многих случаях не позволяет принимать новый груз. Эти и другие проблемы уже заставили некоторых клиентов сменить железную дорогу на другие виды транспорта – автомобильный и речной. "Все, кто могли уйти на реку, ушли на реку, кто мог на автотранспорт, ушли на автотранспорт", – заявил один из участников опроса. Другой добавил, что некоторые клиенты уже направляют инвестиции в перенос производств "поближе к портам", а это означает, что на железную дорогу они уже никогда не вернутся.
Оценивая эксплуатационные показатели работы РЖД пользователи подтверждают увеличение скорости доставки грузов в последние месяцы, но при этом часть из них убеждена, что это достигнуто лишь за счет спада погрузки и соответствующего высвобождения ресурсов инфраструктуры. "Оценивать работу РЖД сейчас равносильно тому, чтобы оценивать работу регулировщика на МКАДе в 5 утра: аварий нет, регулировать ничего не нужно, но есть ли здесь его заслуга? Нет", – считает один из участников опроса.
Кроме того, участники рынка жалуются и на дефицит информационного обмена или хотя бы просто "честного диалога" операторов с РЖД, что в купе с введением новых регуляторных мер делает работу железнодорожного транспорта непредсказуемой. "Я, как грузоотправитель не понимаю, как работает железная дорога. Я не знаю: примут у меня заявку ГУ-12 или не примут, заберут у меня груз с подъездного пути или не заберут", – признался один из респондентов.
Исследовательское агентство InfraNews планирует проводить аналогичный опрос ежемесячно, имея целью выявить последовательную динамику настроений и ожиданий участников железнодорожного рынка. По мнению авторов исследования, эта работа может стать дополнительным индикатором для анализа принимаемых на железной дороге решений, а также прогнозирования рыночных тенденций.
Скачать полную версию исследования InfraNews "Индекс железнодорожного рынка" по итогам июня 2025 года можно по этой ссылке.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
InfraNews.ru | 09.07.2025 |