Как организована охрана грузов на железной дороге? На какие нюансы необходимо обратить внимание при перевозках? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (ФГП ВО ЖДТ России) Иван Челноков.
Высокие стандарты
– Иван Петрович, на какие стандарты ориентируется ведомственная охрана при оказании услуг грузоотправителям?
– Предприятие руководствуется утвержденными национальными стандартами качества. Система менеджмента качества предприятия соответствует стандарту ГОСТ Р ИСО 90012015. Однако требования, установленные федеральным законом "О ведомственной охране", базовые. Помимо них, предприятие применяет более высокие стандарты – с учетом повышенных физических и профессиональных требований к работникам ведомственной охраны. Все кандидаты проходят дополнительный отбор, включающий в себя психологический профайлинг.
– Какие цифровые технологии используются сейчас при организации охраны?
– Сфера железнодорожных перевозок традиционно – одна из передовых с точки зрения интенсивности внедрения цифровых решений. И ФГП ВО ЖДТ России с 2012 года последовательно проводит политику, направленную на повышение уровня цифровизации и автоматизации рабочих процессов с использованием Автоматизированной системы управления сбором и контролем доходов от охраны грузов (АСУ СК ДОГ). Сейчас развивается более совершенная автоматизированная система охраны грузов и сбора доходов (АСУ ОГСД), взаимодействующая с АС ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ. Переход к такой модели работы позволил отказаться от использования сторонних программных ресурсов, повысил эффективность и защищенность чувствительной информации. АСУ ОГСД интегрирована и с ЭТП "Грузовые перевозки", что позволило значительно упростить процесс оформления услуги по сменному сопровождению груза и повысить клиентоориентированность предприятия. Применяются и иные цифровые решения, такие как корпоративная СЭД. Для взаимодействия с контрагентами также организован электронный документооборот.
Акцент на современные технологии
– На сети получают все более широкое распространение технические решения, направленные на обеспечение сохранности перевозимого груза. Какие из них уже вошли в повседневную практику работы предприятия?
– В частности, мы видим, как расширилась практика применения электронных навигационных пломб (ЭНП). Данные устройства уже не рассматриваются как экзотика. Это не излишество, а удобный инструмент для регулярного применения. Клиенты по достоинству оценили его преимущества – к примеру, отслеживание в режиме реального времени для своевременного реагирования на возможные попытки посягательства на груз.
– Какие новые сервисы вы планируете предложить клиентам в 2025-2026 гг.?
– Ключевой задачей неизменно остается обеспечение безопасности перевозимых грузов и минимизация рисков совершения противоправных посягательств на них с использованием как проактивных (профилактических), так и реактивных мер, направленных на постоянную адаптацию к меняющейся обстановке и внешним условиям. В 2026 году планируется продолжить работу по развитию информационных систем предприятия – таких, как АСУ ОГСД. Совершенствование функционала данной системы позволит оптимизировать внутренние бизнес-процессы и вывести на новый уровень взаимодействие с заказчиками услуг по сопровождению грузов.
– Какие сервисы предлагаются клиентам? Есть ли у них особенности в зависимости от полигонов железных дорог? Например, в зоне Восточного полигона?
– Набор сервисов, предлагаемых ФГП ВО ЖДТ России, в значительной степени унифицирован на всей сети Российских железных дорог. Но есть и свои особенности. Например, на Восточном полигоне сложности обусловлены его особыми природными и географическими характеристиками. Одна из наиболее острых проблем – нестабильная работа сетей операторов сотовой связи, что негативно сказывается в том числе и на работе ЭНП, и на оперативности связи между работниками в составе караулов. Решение данного вопроса лежит вне компетенции ФГП ВО ЖДТ России. Все проблемы, в том числе связанные с особенностями перевозочного процесса в данном регионе, успешно решаются рациональным распределением участков обслуживания, сменных пунктов и подразделений охраны, а также использованием широкого спектра методов охраны грузов, определенного приказом Росжелдора № 400 от 21.09.2010 г. В 2026 году планируется продолжить работу по развитию информационных систем предприятия – таких, как АСУ ОГСД. Совершенствование функционала данной системы позволит оптимизировать внутренние бизнес-процессы и вывести на новый уровень взаимодействие с заказчиками услуг по сопровождению грузов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
РЖД-Партнер |
28.10.2025 |