04-07-25 / 2025
Новости отрасли
Очередной минус: погрузка зерна на РЖД побила антирекорд последних лет

В июне 2025-го падение составило -45% к июню 2024 года.

Погрузка зерна в цифрах

Погрузка на сети РЖД в июне составила 89,3 млн тонн. Для сравнения, в мае показатель составлял 94,6 млн тонн и на тот момент это стало худшим показателем по динамике погрузки в 2025 году. Погрузка зерна на сети РЖД за январь-июнь 2025 года снизилась на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В этой структуре в июне 2025 года погрузка зерна составила 1,2 млн тонн (в мае – 1,5 млн тонн), что на 45% ниже, чем годом ранее.

Причины тенденции, в общем, не изменились: технологические трудности на железнодорожном транспорте, связанные с обеспечением вагонами под погрузку; проблемы со своевременным освобождением путей после выгрузки вагонов; рост конкуренции со стороны автомобильного транспорта; изменение внутренней и внешней конъюнктуры рынка.

Отдельного внимания в июне заслуживает снижение экспорта пшеницы в 4 раза. По данным Российского зернового союза – на 28%, до 41,5 млн тонн. Факторов множество. Во-первых, перевалка шла через 18 портов, а год назад – через 35. Падение отгрузок через терминалы Новороссийска составило 6,5 раза, до 327 тыс. тонн; рейдовая перевалка сократилась в 3,9 раза, до 249 тыс. тонн; через терминалы Ростова-на-Дону – в 2,4 раза, до 162 тыс. тонн. Во-вторых, в июне 2025-го пшеницу отгружали 34 компании против 111 в июне прошлого года.

Факторы, которые беспокоят

Как говорит директор аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина, в июне отгрузки пшеницы сократились в Египет, Турцию, Алжир, Бангладеш.

Главный фактор сокращения отгрузок в эти страны, считает она, – это отсутствие дисконта в цене российской пшеницы по сравнению с европейской.

"Это очень важный фактор при продаже пшеницы на мировом рынке, и поэтому видим падение отгрузок в страны, которые замещают российскую пшеницу европейской и австралийской, – сказала она. – С января российская пшеница не имела ценового преимущества и отгрузки упали. Одна из главных причин падения экспорта – это отсутствие ценового преимущества российской пшеницы на мировом рынке во втором полугодии сезона – с января по июнь включительно".

Между тем, положительный момент – снижение экспортной пошлины. По данным на 1 июля 2024 года она составляла $21,2 за тонну. Со 2 июля 2025 года она составит $0,7 за тонну зерна.

Дмитрий Кузьмичев, руководитель отдела контейнерных перевозок A2 Fordwarding, уже говорил РЖД-Партнеру, что июнь, как и предыдущие месяцы, не будет отличаться "рывком" в погрузке на сети. Эксперт также считает, что и в июле погрузка останется на низком уровне, а вот с августа начнется восстановление благодаря старту нового урожая (по данным Минсельхоза, ожидается около 130 млн т) и возможному смягчению логистических ограничений. Также увеличению экспорта поспособствует рост спроса со стороны Азии и Африки в конце этого лета.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

04.07.2025