В 2026 году на 10 станций Октябрьской, Северной, Приволжской, Красноярской и Западно-Сибирской дорог планируется тиражировать временную технологию замены полного опробования тормозов на условно сокращенное в грузовых поездах после смены локомотива. Это позволит сэкономить время обработки составов на станции и ускорить продвижение поездопотоков на сети.
Технология условно сокращенного опробования тормозов отрабатывалась на станции Артышта-2 на полигоне Западно-Сибирской дороги с 15 мая по 15 августа и была признана успешной. Как рассказал ведущий инженер отдела эксплуатации Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) Роман Залужный, временная технология, утвержденная приказом ОАО "РЖД" в апреле, подразумевает, что при проведении полного опробования автотормозов исключается одна операция – контроль действия тормозов у всех вагонов. Вместо этого контроль производится группам вагонов с головы и хвоста состава в количестве, необходимом для своевременной остановки грузового поезда в пути следования. Это исключает риск отправления поезда без тормозного эффекта.
На станции апробации временной технологии Артышта-2 вместо обслуживания всего состава из 71 условного вагона контроль осуществляется 34 вагонам (17 с головы и 17 с хвоста поезда).
"Это позволяет экономить примерно 10 минут времени на каждом составе, в результате сокращается время простоя и, соответственно, повышается пропускная способность станции", – говорит Роман Залужный.
По предварительной оценке, общий экономический эффект составил более 16 млн руб. При этом ситуация с обеспечением безопасности движения сохранилась на должном уровне.
Сейчас в центральном аппарате РЖД ведется совместная работа по формированию типовой технологии тиражирования проекта. До конца года будут выбраны конкретные станции, где эксперимент продолжится в 2026-м.
При этом, как рассказали в ЦДИ, станции должны соответствовать следующим критериям: входить в гарантийный участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда, иметь определенный уклон профиля пути на участке следования. Кроме того, должны быть исключены предпосылки для снижения скорости движения таких поездов. Все эти условия необходимы для обеспечения безопасности движения.
Еще одна технология, которая позволит сократить время подготовки грузового подвижного состава в рейс, прошла в этом году апробацию на станции Орехово-Зуево на полигоне Московской магистрали. Ее название – "Исключение дублирующих операций при проведении технического осмотра". Суть проекта в том, что количество проходов и операций ремонтных бригад в парках прибытия и в парке отправления (собственного формирования) перераспределяется таким образом, чтобы сократить количество времени, требующегося для обслуживания каждого поезда.
Техническое обслуживание вагонов прибывшего поезда производится по 12 позициям осмотра с пролазкой. Также выполняются работы по безотцепочному ремонту в объеме, необходимом для расформирования состава. Но при техобслуживании поезда собственного формирования осмотр проходит не полностью: проверяются только узлы и детали вагонов, имеющие риски повреждения при маневровой работе или роспуске с сортировочной горки. Также осматривается тормозное оборудование, проводятся опробование тормозов и ремонт неисправностей, выявленных в парке прибытия.
В ноябре технология была утверждена для тиражирования на сети, и в следующем году будет проходить отбор тех станций, где она может дать положительный результат.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок |
15.12.2025 |