Оборот вагона на РЖД в мае 2025 года вырос до 22,4 суток, на 1,4% хуже, чем было в апреле текущего года. А если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то ухудшение оценивалось в размере 12,7%.
В ОАО "РЖД" обычно сравнивают с октябрем 2024 года – периодом введения новых правил регулирования перемещений порожнего парка на сети. В предыдущие месяцы можно было в таком случае говорить об улучшениях. Однако если сравнивать май текущего года с октябрем прошлого года, то ухудшение составило 2,7%.
Это подтверждает прогноз, сделанный ранее, о том, что запас улучшений, которые были достигнуты на сети, имеет свои ограничения и в дальнейшем может быть исчерпан.
Впервые указанное предположение было озвучено в исследовании "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит РЖД-Партнер, в декабре 2024 года.
В начале весны приводились данные о некоторых улучшениях в структуре оборота вагона. А вот в мае текущего года – снова стали видны ухудшения.
Противоречивая весна
В целом ситуация в конце весны оставалась непростой. Одни участники рынка указали на то, что грузы было по-прежнему сложно отправить в назначенный срок. И это подтверждается ухудшением в мае оборота вагона под грузовыми операциями на 29% к аналогичному периоду прошлого года и в движении – соответственно на 1,3%.
Как пояснил ранее эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к. э. н. Фарид Хусаинов, увеличение оборота вагона под грузовыми операциями в данном случае – свидетельство того, что перевозчик не принимал подвижной состав с путей необщего пользования.
Данный подвижной состав, находясь там, попадал в учет в графу "нахождение под грузовыми операциями". Иными словами, здесь отчасти вина грузовладельцев, а отчасти – влияние мер перевозчика по невыпуску на сеть части парка. Груженого – из-за логконтролей и конвенций. И порожнего – поскольку клиенту предлагалось брать в первую очередь подвижной состав, бывший под рукой, стоявший поблизости, даже если он был несвободным. Приходилось вести переговоры с владельцем данного парка, у которого были другие планы на то, куда подать его под погрузку.
Другие участники рынка сообщили, что перегоны освободились, а уже отправленные грузы перемещались быстрее. И это подтверждается улучшением оборота вагона на промежуточных на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и технических станциях – соответственно на 2,3%.
Спад на длинной дистанции
Если оценивать более длительный промежуток времени, то несложно заметить: в отдельные периоды на РЖД грузили больше, а оборот при этом был меньше.
Например, в мае 2021 года погрузка составила 110,82 млн т, а оборот вагона был 16,1 суток. Ну а в мае текущего года погрузка, напомним, вышла на уровень 94,58 млн т, а оборот – удлинился до 22,3 суток.
При этом в мае 2021-го было меньше логконтролей и конвенций, чем в мае 2025 года.
Следует также признать, что на сети стало меньше отставленных от движения груженых поездов. Зато весьма существенно выросло количество загнанных и на вторые пути порожних вагонов. Причем часть подвижного состава задвинуты так, что из тупиков их уже и сложно вытащить под погрузку.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
17.06.2025 |